Posted 22 июня 2008,, 19:34

Published 22 июня 2008,, 19:34

Modified 1 апреля, 21:46

Updated 1 апреля, 21:46

Питер проиграл «Яблоко» Москве

22 июня 2008, 19:34
У партии «Яблоко» новый председатель. Ушел Григорий Явлинский – пришел Сергей Митрохин. Первое было ожидаемо и предсказуемо. А вот второе – отнюдь. Важность события переоценить трудно - "Яблоко» все 15 лет своей жизни держалось на Явлинском, хотя составлено название партии было из фамилий лидеров: Явлинского, Болдырева, Лукина.

Явлинский для «Яблока» - примерно то же, что Жириновский для ЛДПР. Вообще-то, долговременные харизматические лидеры для российских партий нехарактерны. Многие ли сегодня помнят, что партию ДПР основал Николай Ильич Травкин? В руководстве маленького СПС можно запутаться, как и в лидерах русских националистов.

Но «Яблоко» все 15 лет своей жизни держалось на Явлинском, хотя составлено название партии было из фамилий лидеров: Явлинского, Болдырева, Лукина. Владимир Лукин уже давно трудится федеральным уполномоченным по правам человека, а где сейчас Юрий Болдырев – одни читатели «Литературной газеты», наверно, знают.

В 90-е годы была предложена следующая схема российского политического пространства. Есть партия народа, сумевшего приспособиться к реформам - «Наш дом Россия» (ныне «Единая Россия»). Есть партия народа, к реформам приспособиться не сумевшего - КПРФ. И есть еще две интеллигентские партии: точно также, у интеллигенции, сумевшей приспособиться – «Демвыбор России» (ныне СПС), а у «не сумевшей» - «Яблоко».

Это весьма огрубленная схема. Но, действительно, постсоветская интеллигенция резко разделилась на немногих, кто принял реформы Гайдара и Чубайса и тех, кто их не принял. Среди последних, весьма многие, в том числе и хорошо образованные люди, ушли в коммунизм и национализм. Но значительная часть поддержала Явлинского. Его позиционировали как молодого, образованного, интеллигентного лидера – в противовес резкому и мужиковатому Борису Ельцину. В 1990 году, когда Явлинский по принципиальным соображениям покинул правительство РСФСР, кто-то писал: «Хорошо начинают жизнь Григории Явлинские!». К счастью, жизнь не начинается в 38 лет и не заканчивается в 56 – столько Явлинскому сейчас.

Другой части российской интеллигенции попытки создания культа Явлинского столь же сильно не нравились. Особенно многих задело, как он себя повел на президентских выборах 1996 года. Сегодня, когда добрейший Геннадий Андреевич Зюганов иными демократами рассматривается уже в качестве союзника в борьбе с властью, многие просто не помнят, что атмосфера 1996 года была принципиально иной. Зюганова боялись, вероятная его победа сравнивалась с приходом к власти Гитлера. Тогда раздавались голоса, что, коль скоро немецким антифашистам не удалось объединиться в 1932 году, так хоть бы российским демократам их ошибок не повторять. Но Явлинский не поддержал Ельцина ни в первом туре, ни даже во втором.

В одной из ярких публикаций тех времен забытого ныне политолога Дмитрия Юрьева, Зюганов был охарактеризован аж как «потомок Чингиз-хана», другой кандидат, Александр Лебедь – как «Доктор Пиночет и генерал Альенде», а Явлинский – как «пустые клеточки без вредных привычек». Разумеется, Юрьев играл за Ельцина – главка о Борисе Николаевиче называлась «Один из нас».

Примерно год назад въедливые Татьяна Толстая и Дуня Смирнова, беседуя с Явлинским, заинтересовались фактом его биографии. Речь шла о тех днях, когда юный Гриша, который в то время варил хрусталь на львовском стеклозаводе, уронил в ковш с расплавленным стеклом ценную деталь из благородных металлов. Смысл упрека был таков: «Вас ведь тогда простили за хрусталь, - что же вы так беспощадны к Гайдару и Чубайсу?!» Из коммунистического лагеря упреки были посильней: там Явлинского - в той или иной степени - связывали с гибелью гэкачеписта Бориса Пуго в буйные дни августовского путча 1991 года.

Много воды утекло с тех пор, но яркий, своенравный, весьма неоднозначный человек и партия были связаны, как «близнецы-братья». Между тем, обе демократические партии – и СПС, и «Яблоко» - постепенно усыхали и теряли влияние. И если в СПС первое лицо искали-искали, да так и не нашли, то и в «Яблоке» в конце-концов появились люди, в весьма интеллигентной манере намекнувшие на ситуацию, которая с легкой руки Киплинга характеризуется словами «Акела промахнулся».

Первым возмутителем спокойствия стал молодой лидер Илья Яшин. Слишком молодой: Яшину буквально на днях будет 25 лет, что для председателя сложившейся партии, как ни крути, все же маловато. Но за первой ласточкой последовала более крупная птица: лидер петербургской организации «Яблока», «тридцатитрехлетний атаман» Максим Резник. Широкую известность он приобрел этой весной, когда попал в тюрьму за антиправительственные выступления (к счастью, ненадолго).

Позиция Резника и Яшина в общих чертах проста: «Яблоко» должно стать более оппозиционным, отказаться от попыток сотрудничества с властью, а заодно и от знаменитого «яблочного» изоляционизма. Предлагается теснее сотрудничать с другими демократами. Причем, не столько даже с исчезающим СПС, сколько с Каспаровым, Лимоновым и другими лидерами уличных маршей. По части устава, питерское отделение предлагало упразднить пост председателя партии, заменив его тремя сопредседателями.

Кроме того, выдвинулся еще один кандидат в первые лица – лидер карельского «Яблока» Василий Попов. В отличие от уличного бойца Резника, он позиционирует себя как человек дела – между прочим, не только возглавляет петрозаводской горсовет, но и продолжает руководить Олонецким молочным комбинатом.

В таком состоянии партия и вышла на свой 15-й съезд. Он собрался в родном для оппозиционных политиков поселке Московский. Явлинский предложил политическую платформу, в которой подтверждалось: «Сегодня исторически сложившаяся программа «Яблока» - основа для формирования ответственной демократической оппозиции, содержательной демократической альтернативы авторитарному режиму, формирование которого началось в 1993-1996 годах, а оформилось и укрепилось в годы президентства Владимира Путина».

Питерские делегаты одобрили то, что партия остается оппозиционной, но призвали выразить это почетче. Заслуженный делегат Виктор Шейнис прямо заявил, что «речь идет о жизни и смерти нашей партии». И заметил, что, «как бы ни относиться к фальшивой избирательной системе, сложившейся в результате контрреформ 2000-х годов», нельзя не видеть, что влияние партии падает. Максим Резник предположил, что главная задача – «завоевать доверие интеллектуальной элиты – не тех, кто хорошо получает, а тех, кто хорошо думает». «Речь идет не о пресловутом Каспарове, а о регионах», - добавил он.

«Веселый молочник» Василий Попов подсыпал всем перцу, заметив, что руководство партии в основном обсуждает «международное положение и политику внутри Садового кольца». К последней Попов относит, в частности, «и разборки с Каспаровым и Касьяновым, и с президентской администрацией». «О том, почему выборы проиграли – никто не говорит»! – упрекнул Попов. И призвал добиваться победы конкретной работой, не увиливая от ответственности. Были и еще четко выраженные идеи: например, Алексей Арбатов предложил оформиться в качестве социал-демократической партии, пока этот фланг пустой.

По поводу возможных объединений, правозащитник Валерий Борщев с укоризной заметил, что «нельзя сидеть рядом со сталинистами Лимоновым и Шениным и антисемитом Мухиным». Член Центризбиркома РФ Елена Дубровина рассказала, что, хотя «выборы были ужасные», но и горе-кандидаты Касьянов и Каспаров «приносили отвратительные документы», с которыми их никто в жизни не зарегистрировал бы. А сам Явлинский припечатал: «Не надо нам все время впаривать объединение! «Яблоко» - объединение всех честных демократов, а не самых разных». И тут, же, отвечая на выпады Яшина, заметил: «Да, мы партия, открытая для диалога с Кремлем и с Белым домом!» Мэра же Москвы Юрия Лужкова «яблочники» в Мосгордуме, по словам Явлинского, поддержали потому, что из президентской администрации позвонили и просили не поддерживать.

Но, каковы бы ни были дебаты по существу, все ждали «гвоздя программы» в виде отставки Явлинского. Случился «фальстарт»: посреди дебатов на трибуну выскочил орловский делегат Александр Кириллов и объявил: да, отставка будет, сам, мол, подтвердил. «Моей первой реакцией был шок и возмущение! – воскликнул Кириллов. – Но потом я подивился мудрости нашего председателя. Слава Богу, наша партия не пойдет по пути КПСС. И у нас не будет политического трупа!»

Вид у худого, как жердь Кириллова с выпученными глазами и поседевшими запорожскими усами, был несколько глуповатый. Зачем было лезть поперед батьки? Как заметил делегат Лев Шлоссберг, «наш партийный товарищ лишил нашего председателя возможности сделать ответственное заявление».

«Спасибо, Александр Петрович», - с легкой иронией промолвил Явлинский после выступления Кириллова. Умудренный председатель партии, не спеша, даже с оттяжечкой, ответил на все выступления, провел подход к прессе, урезонив торопливых. Сначала абсолютным большинством приняли программный документ. Питерские хотели смягчить формулировку об отношении к 90-м годам, но это им не удалось. Зато получилось провести поправку, обязывающую «яблочников», идущих в органы власти, согласовывать свой шаг с партией.

Потом приняли новый устав: по словам Явлинского, «к вертикали добавляется горизонталь». Теперь у партии будет и политический комитет, и федеральный совет, и секретариат, и бюро. Примечательно, что в политкомитет могут избираться, в том числе, заслуженные демократы не из числа «яблочников».

Ну, и наконец, перешли к выборам руководства. На пост председателя были выдвинуты: сам Явлинский, его заместители Сергей Иваненко и Сергей Митрохин, а также Максим Резник, Василий Попов и руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. Явлинский, Иваненко и Артемьев взяли самоотводы. Потом все ушли смотреть футбол. И только глубокой ночью провели тайное голосование.

За Митрохина – 75 голосов, за Резника – 24, за Попова – 20. Все логично. Лидер московской «яблочной организации» Сергей Митрохин – одна из стержневых фигур в партии, к тому же депутат Мосгордумы, да и сделал немало полезного для простых москвичей. Правда, среди питерских многие остались при своем мнении. «Я операцию «Преемник» не поддерживаю, - заявил делегат Борис Вишневский в перерыве съезда. – Она ведет партию к гибели». Насколько это резонно, покажет ближайшее будущее.

Информация с сайта «Яблока». Сергей Сергеевич Митрохин родился 20 мая 1963 года. В 1985 году окончил Ленинский педагогический институт. Был диспетчером Московского городского бюро экскурсий, аспирантом Института социологии РАН, депутатом Государственной думы 1-3 созывов. В 1993 году участвовал в создании избирательного блока "Явлинский-Болдырев -Лукин". Депутат Московской городской думы, лидер фракции «Яблоко – объединенные демократы», кандидат политических наук.

Леонид Смирнов