Posted 4 июля 2008,, 07:48

Published 4 июля 2008,, 07:48

Modified 1 апреля, 21:37

Updated 1 апреля, 21:37

Закрытие парламентского сезона: инициатива у Смольного

4 июля 2008, 07:48
Законодательное Собрание Петербурга разошлось на летние каникулы, завершив первый для четвертого созыва полноценный парламентский сезон. По его итогам можно констатировать: законотворческая потенция медленно, но, вероятно, необратимо продолжает покидать депутатов. Большинство инициатив исходит от Смольного.

Законодательное Собрание Петербурга разошлось на летние каникулы, завершив первый для четвертого созыва полноценный парламентский сезон. По его итогам можно констатировать: законотворческая потенция медленно, но, вероятно, необратимо продолжает покидать депутатов. Большинство инициатив исходит от Смольного.

Сезон 2007-2008 стал первым полноценным трудовым годом в жизни 4 созыва петербургского ЗакСа, который, напомним, был избран в марте 2007-го. За этот недолгий срок персональный состав депутатского корпуса уже успел слегка измениться. В результате выборов в Государственную Думу РФ в прошлом декабре два из 50 петербургских парламентариев повысили свой статус, став членами нижней палаты российского парламента. В столицу убыли олимпийский чемпион в парном фигурном катании Антон Сихарулидзе от "Единой России" и Денис Волчек от ЛДПР. Их кресла в Мариинском дворце заняли, соответственно, депутат 3-го созыва Андрей Ловягин и отец Волчека Геннадий, тут же окрещенный "папой-Волчеком".

За сим изменения не завершатся. В ближайшее время председатель парламентского комитета по законодательству Виктор Евтухов ("Единая Россия") должен стать представителем РФ в в ранге заместителя министра юстиции в Европейском суде по правам человека. После его отбытия в Страсбург станет вакантным еще одно депутатское кресло, а также пост главы КПЗ.

Интрига с тем, кто станет депутатом, вероятно, разрешится за лето. Напомним, что по городскому закону о выборах ЗакС формируется на основе партийных списков. Но участникам этих списков не присваиваются порядковые номера, как при обычной пропорциональной системе. Успешность кандидатов определяется в зависимости от того, сколько голосов для своей партии он смог завоевать на выделенной ему территории (округе). Поэтому в случае, если кто-то из действующих парламентариев досрочно выбывает из ЗакСа, его кресло занимает член партийного списка (в данном случае "Единой России"), который стоит следующим в очереди на мандат. Здесь возможны варианты: похоже, даже в Городской избирательной комиссии пока что не уверены в том, кто имеет шансы попасть в ЗакС. По одной из версий, это экс-депутат Алексей Белоусов. По другой - муниципальная депутатка Евгения Семенова. Следующим за ней вроде бы идет бизнесмен Павел Крупник, который, якобы, настолько хочет в парламент, что взялся уговорить Семенову отказаться от мандата. Причем, по слухам, помогают ему в этом друзья из Смольного и Мариинского; в качестве благодарности за финансовые вливания в избирательную кампанию "ЕдРа". В общем, неразбериха.

Несколько проще обстоят дела с тем, кто может стать председателем КПЗ вместо Евтухова. С высокой степенью вероятности почетная обязанность верстать повестки дня заседаний ЗакСа достанется заместителю главы этого комитета Андрею Черныху. Его преимуществом является то, что он - юридически грамотный депутат, и, главное, член "Единой России". Варианты уступки ключевого комитета ЗакСа представителям других фракций руководством парламента даже не рассматриваются. Во всяком случае, пока.

Вряд ли стоит сомневаться в том, что интереснейшие кадровые рокировки захватят депутатов в начале ближайшего сентября. Ведь, к сожалению, можно констатировать, что своими непосредственными обязанностями - разработкой нормативных актов - парламентарии занимаются все с меньшим увлечением.

Диспозиция сил такова, что основополагающие решения принимаются городским правительством, поэтому ЗакС не берется за самостийное изучение сколь либо важных тем, предпочитая принимать и шлифовать исходящие из Смольного законопроекты.

Об этом свидетельствует статистика. Так, в 2003-2004 парламентском сезоне ЗакС принял 173 закона, 104 из них были сочинены и внесены на рассмотрение коллег самими депутатами, и лишь 38 - губернатором. Потом соотношение менялось: сезон 2004-2005 - всего 160 законов, 89 - парламентские, 54 - смольнинские, 2005-2006 - 130 законов, 55 исходили от депутатов, 72 - от губернатора. За весну 2007-го, когда начал работать действующий созыв ЗакСа, законотворцы успели утвердить 46 законов, автором 31 из них числилась губернатор, и только 13 - депутаты. Наконец, в ушедшем году ЗакС принял 179 нормативных актов: 105 пришли из Смольного, 73 написаны в стенах Мариинского дворца.

Счет явно не в пользу парламента. То, что прогрессия линейная, и наблюдаться она начала как раз с приходом в город Валентины Матвиенко, отнесем к разряду случайных совпадений. Усомнимся также в версии, согласно которой Смольный и Мариинский продуцируют одинаковое количество законопроектов, но чиновники пишут лучше, поэтому их документы успешнее проходят через ЗакС.

Впрочем, сложившееся положение вещей парламент, похоже, не тревожит. Оправдание придумано довольно давно, его по очереди излагали почти все участники парламентского президиума: практика, при которой законопроекты исходят от исполнительной власти, которая более знакома с бытовыми реалиями и земной жизнью, в Европе де общепринята. Парламент, как орган в том числе контрольный, должен со своей стороны следить за качеством написания документов и гранить их, как ювелир - алмаз.

Что ж, позиция, имеющая право на существование, хотя в нашей ситуации она кажется скорее прикрытием для тех, кто не в силах публично констатировать реальное расположение центров силы в городе.

Взамен законописанию депутаты выдумали вполне безболезненный способ подавать информационные поводы - внесение многочисленных инициатив на федеральный уровень. Просьбы к коллегам из Государственной Думы на социально важные или просто забавные темы позволяют региональным парламентариям пусть не часто, но мелькать на экранах телевизоров. А то, что федеральные коллеги получают тонны подобных писем от органов власти субъектов, но принимают - единицы, еще и лучше. Безопаснее как-то.

Анфиса Колесникова, Росбалт-Петербург