Posted 8 июля 2008,, 11:00

Published 8 июля 2008,, 11:00

Modified 1 апреля, 21:34

Updated 1 апреля, 21:34

Санкт-Петербург. Пресс-конференция "Телевидение в книжной обложке"

8 июля 2008, 11:00

8 июля 2008 года в информационном агентстве «Росбалт» состоялась пресс-конференция «Телевидение в книжной обложке».

Встреча была посвящена 70-летнему юбилею регулярного питерского телевещания (оно началось 7 июля 1938 года) и, по сути, являлась презентацией книг о ленинградском телевидении. Это, в первую очередь, фундаментальное пятитомное исследование бывшего главного режиссера Лентелевидения Валерия Саруханова «Азбука телевидения», где, действительно, все от «А» до «Я» — о ТВ-журналистике. Это и книга мемуаров создателя передачи «Однополчане» Виктора Киршина «Прожить свое время», и филологическое исследование телевизионного редактора Музы Арсеньевой «Язык мой — друг мой», и записки блестящего режиссера, долгое время работавшего редактором молодежного и литературно-драматического вещания, Игоря Масленникова.

7 июля 1938 года вышел в эфир Опытный Ленинградский телевизионный центр (ОЛТЦ) с первой постановочной передачей, которая длилась два часа и включала в себя концерт и отрывки из кинофильмов. Сегодня петербургский «Пятый канал» доступен в эфире 198 городов страны, в 331 городе сигнал распространяется по кабельным сетям, а к концу 2009 года по охвату он сравняется с другими федеральными каналами.

Игорь Масленников считает, что нынешнее телевидение — «это ужас». По его словам, современное телевидение утратило свою «культурную просветительскую роль и превратилось в «интертейнмент» («entertainment» — англ. зрелище, представление, развлечение). В качестве причины столь радикального изменения режиссер отметил тотальное стремление к получению максимальной прибыли от телепередач. «Превалирование сериалов, рекламы, боевиков заставило меня смотреть только новости и футбол», — заявил Масленников. По его мнению, только ночью, часа в 2 ночи, руководство каналов показывает хорошие фильмы, которые заслуживают внимания. «Сегодняшнее кино уже не может заставить человека переживать, оно служит только для передачи информации», — посетовал режиссер, отметив, что нынешняя телеиндустрия перестала заниматься развитием характера показываемого персонажа, что привело к бедности и примитивности сюжета.

Владимир Максимов дополнил выступление коллеги: «Раньше борьба на телевидении была за душу зрителя, а сейчас — за его инстинкты». «За деньги», — поправил его Игорь Масленников. Далее Максимов прокомментировал ситуацию, сложившуюся вокруг современной телеиндустрии. Рисковать в современном телевидении никто не хочет, заметил он. По его словам, сегодня не приходится ожидать создания таких смелых для своего времени передач как «Музыкальный ринг», раскрутившей известных сейчас музыкантов как Борис Гребенщиков, Константин Кинчев, Александр Розенбаум. Как отметил Максимов, на данный момент на телевидении пользуются спросом только апробированные на Западе передачи, которые однозначно принесут доход.

Игорь Масленников наблюдает аналогичную ситуацию только в киноиндустрии. Он отметил, что ни один из 150 фильмов, ежегодно снимающихся в России, не выходит на широкий экран. Причину Масленников видит в их относительной нерентабельности по сравнению с западными картинами.

Муза Арсеньева, проработавшая на петербургском телевидении в течение 20 лет, заметила, что сейчас на современных телеканалах наблюдается «огромное количество» отступлений от классической грамматики русского языка, причем в ряде случаев нарушение норм признаются абсолютно ошибочными. В свое книге «Язык мой — друг мой» автор приводит позиции известных в Петербурге филологов, знатоков русского языка, которые также отмечают недопустимые ошибки в речи современных тележурналистов.

В свою очередь, Игорь Масленников поддержал разговор об ошибках, подробнее остановившись на явлении «даканья» журналистов телевидения и радио. «Да — это неприемлемо. Сплошная Одесса», — негодовал Масленников. В качестве примера известного в России «даканья» он привел речь главного редактора «Эхо Москвы» Алексея Венедиктова, отметив, что и вся редакция вслед за ним заразилась «пагубной» привычкой.

По поводу «ошибочной» ситуации в петербургском телевидении свое мнение высказала и Нина Пономарева. Она отметила, что нынешние тележурналисты стали нелюбознательны. Свой вывод Пономарева подкрепила рассказом об ее впечатлениях от разговора, посвященного 70-летию Ленинградского телевидения, который состоялся в телеэфире между Никой Стрижак и Кириллом Набутовым. По словам Пономаревой, оба журналиста откровенно путали дату выхода первого эфира Ленинградского телеканала на всю страну с недостроенной студии на улице Чапыгина, дом 6. «Это был октябрь 1961 года, а не 1984-го или 1987-го, как отмечали Стрижак и Набутов», — пояснила она.

Нина Пономарева также считает, что детское телевидение утратило прежнюю систему. По ее словам, вся совокупность детских передач направлена на развлечение. «Телевидение должно стараться развивать любознательность у детей, а не показывать целыми днями мультики», — подчеркнула она. Другими словами, в нынешнем детском телевидении наблюдается значительный недостаток развивающих программ. Кроме того, Пономарева остановила свое внимание на второй проблеме — трудности восприятия современных детских программ. «Включила на днях передачу для детей и ужаснулась, а именно: в кадре — каша, все кричат, бегают. Ребенку очень трудно усваивать такие программы», — резюмировала Пономарева. На просьбу журналистов прокомментировать содержательное наполнение детского канала «Теленяня» эксперт пояснила: «В основном, это — игра. Это обидно».