Posted 10 июля 2008,, 13:29

Published 10 июля 2008,, 13:29

Modified 1 апреля, 21:32

Updated 1 апреля, 21:32

ВСТО-2 не обидит белого аиста и уссурийского тигра

10 июля 2008, 13:29
При проектировании ВСТО-2 были учтены самые разнообразные пожелания и замечания, в том числе высказанные экологами. В результате, в маршрут нефтепровода внесено более 200 изменений.

ВЛАДИВОСТОК, 10 июля. При проектировании ВСТО-2 были учтены самые разнообразные пожелания и замечания, в том числе высказанные экологами. В результате, в маршрут нефтепровода внесено более 200 изменений. Об этом сообщила начальник отдела экологической безопасности и рационального природопользования ОАО «АК «Транснефть» Елена Радченко на "круглом столе", посвященном экологическим аспектам строительства второй очереди трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО).

По ее словам, все эти меры были приняты для того, чтобы обойти места обитания редких животных или особо охраняемые природные территории. Так, в частности, самый большой участок, который удлинил трассу на 170 км, пришлось изменять в Хабаровском крае, где трасса нефтепровода теперь минует краевой центр и территории городских водозаборов, говорится в сообщении «Транснефти».

В Еврейской автономной области проектировщики изменили маршрут, оставив в стороне места обитания белого аиста. В Приморье трубопровод пройдет в максимальной удаленности от районов обитания тигра, охранных зон Уссурийского заповедника и заказников.

Как указывается в сообщении, дальневосточные учёные в целом положительно оценили внимание, проявленное проектировщиками ВСТО к экологическим аспектам. Так, директор Тихоокеанского института географии академик Пётр Бакланов отметил, что при строительстве БАМа экологии уделялось гораздо меньше внимания, чем сегодня при проектировании ВСТО – «равновеликого объекта».

Со своей стороны, директор Института биологии моря ДВО РАН академик Андрей Адрианов сообщил, что с точки зрения минимизации вредного воздействия на окружающую среду конечная точка ВСТО — бухта Козьмино – оптимальный выбор. Супертанкеры на пути к этому спецнефтепорту будут проходить на удалении от морского заповедника, акватория позволяет им спокойно маневрировать. Однако, считает Адрианов, сейчас очень важно создать систему дальнейшего экологического мониторинга. Ведь супертанкеры, а точнее, их балластные воды несут с собой опасность заражения акватории водорослями, опасными вирусами и бактериями, подчеркнул академик.

Участники «круглого стола» также обратили внимание на необходимость уже на стадии проекта предусмотреть приобретение современных судов – нефтесборщиков. Кроме того, высказывались предложения о том, что «Транснефть» должна взять на себя обязательства по рекультивации используемых земель, предусмотреть в бюджете компании средства на создание нескольких новых особо охраняемых природных территорий, чтобы принести пользу уникальному животному и растительному миру Приморья.

В свою очередь, руководитель дальневосточного филиала Всемирного фонда дикой природы Юрий Дарман обеспокоен тем, как трубопровод будет проходить через реки. «Мы не должны допустить ни капли утечки нефти в реки, особенно в трансграничные воды», - считает он.

В целом, подчеркивается в сообщении, выступавшие на «круглом столе» представители общественности, ученые и экологи «отметили ответственность, с которой «Транснефть» подходит к решению экологических проблем еще на стадии проектирования и строительства будущего нефтепровода, позитивную настроенность компании на диалог вокруг экологических аспектов проекта ВСТО-2».

Все предложения и замечания учёных-экологов и представителей природоохранных организаций, прозвучавшие на встрече, будут обобщены и тщательно изучены специалистами, ни одно конструктивное предложение не останется без внимания.

Нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) строится для транспортировки нефти на российский Дальний Восток и на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Система будет технологически соединена с существующими магистральными трубопроводами «Транснефти» и позволит создать единую сеть, обеспечивающую оперативное распределение потоков нефти по территории России в западном и восточном направлениях. Планируемая пропускная способность ВСТО – 80 млн тонн нефти в год. Протяженность трассы свыше 4 тыс. 770 километров, конечным пунктом которой будет новый специализированный морской нефтяной порт в бухте Козьмино в Приморском крае. Первая очередь строительства Тайшет – Сковородино (2757 км) начата в апреле 2006 года.

На втором этапе предполагается строительство участка нефтепровода Сковородино-побережье Тихого океана и увеличение мощности морского терминала. Планируется, что в случае строительства ответвления на Китай в этом направлении будет поставляться 30 млн тонн в год, по маршруту Сковородино — Тихий океан — 50 млн тонн.

Основными районами Западной Сибири, обеспечивающими ресурсную базу ВСТО, являются Томская область и Ханты-Мансийский округ. Намечается использование месторождений Иркутской области и Республики Саха (Якутия) – Юрубчено-Тахомского, Куюмбинского, Среднеботуобинского, Верхнечонского, Ярактинского, Талаканского. Выявленные запасы нефти способны удовлетворить потребности Восточной Сибири и Дальнего Востока в энергетическом и нефтехимическом сырье, а также обеспечить крупномасштабные поставки углеводородного сырья в страны АТР.