Posted 13 июля 2008,, 06:15

Published 13 июля 2008,, 06:15

Modified 1 апреля, 21:30

Updated 1 апреля, 21:30

«Очарованный странник» Щедрина появится на концертной сцене Мариинского театра

13 июля 2008, 06:15

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 13 июля. Спустя год после триумфальной российской премьеры оперы «Очарованный странник» выдающегося современного композитора Родиона Щедрина на фестивале «Звезды белых ночей» опера вновь прозвучит в Концертном зале Мариинского театра. Как сообщает пресс-атташе Государственного академического Мариинского театра Оксана Токранова, 13 июля «Очарованный странник» будет представлен в концертном исполнении, 26 июля состоится премьера спектакля в постановке Алексея Степанюка и сценографии Алекcандра Орлова. Музыкальный руководитель и дирижер - Валерий Гергиев.

Четвертая по счету опера Родиона Щедрина «Очарованный странник» была написана по заказу Нью-Йоркского филармонического оркестра в 2002 году и впервые исполнена под руководством художественного руководителя оркестра дирижера Лорина Маазеля 19 декабря 2002 года на юбилейном вечере композитора в концертном зале Avery Fisher Hall.

Родион Щедрин не раз повторял, что «для оперы температура ощущений должна быть много выше нормальной, не 36,6, а 39,5, а то и все 40!», и его всегда привлекали сюжеты, где в русле глобальных философских проблем проносятся бурные потоки человеческих страстей. «Лесков – один из самых моих любимых писателей в русской литературе», – признавался композитор. Острый и меткий на метафоры язык Николая Лескова оказался сродни выпуклому, интонационно заостренному, выразительному музыкальному языку Родиона Щедрина. В 1988 году композитор пишет хоровые строфы по повести Лескова «Запечатленный ангел». Повесть «Очарованный странник» привлекла Щедрина «мощью и выпуклостью характеров, многокрасочностью и драматизмом сюжета, возможностью обращения к не затронутым еще в классической музыке пластам древней русской музыкальной культуры».

История монастырского послушника, «бывшего конэсера», то есть «знатока лошадей», Ивана Северьяновича Флягина, фигуры крайне неоднозначной, может рассматриваться и как своего рода пародия на Житие, и как былина, и даже как авантюрный роман (подзаголовок повести в первом издании "Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения" напоминает заглавия произведений этого жанра). Удивительная натура Ивана Северьяновича крайне противоречива: глубокая вера и искренность сострадания соединяются в нем с изощренной жестокостью, добросовестность и исполнительность – с беспечностью и бесшабашностью.

Наделенный многочисленными талантами, в своей жизни он руководствуется исключительно собственным наитием, умея приспособиться к любой жизненной ситуации, посылаемой ему судьбой. Мир проносится перед Иваном, как череда пестрых картин, на которые он взирает с отстраненностью. Жанр «Очарованного странника» Родион Щедрин определил как «оперу для концертной сцены», придав тем самым этому произведению схожесть с ораторией. Ораториальное начало выражается и в самом изложении сюжета: солисты одновременно являются и рассказчиками, и главными действующими лицами, огромную роль играет хор.

С благословения композитора Мариинский театр под руководством Валерия Гергиева осуществляет постановку оперы. Режиссер Алексей Степанюк о спектакле: «Не забуду своих ощущений, когда впервые слушал «Очарованного странника». Накат одной эмоциональной волны сменялся другой. В этих волнах слышались отголоски моей жизни, непростой судьбы моих предков, трагической истории моей страны. В этой музыкальной поэме совершенство музыкальной формы сочетается с простотой и величием русской мысли. Уникальность каждой сцены в том, что, следуя конкретному сюжету повести Лескова, каждый эпизод перерастает в обобщенный образ с множеством ассоциаций и, в целом, все произведение потрясает эмоциональной мощью и …тишиной. В «Очарованном страннике» Щедрина, быть может, как нигде в современной музыке так просто ставятся и с такой беспощадностью даются ответы на вопросы о русской душе, о судьбе России, и почему наша великая страна не хочет для себя счастья. Израненное, грешное и великое сердце Ивана Флягина кровоточит с первого до последнего такта. «Куда ж нам плыть…?». Задача постановщика - не иллюстрируя сюжет, найти прием непрерывности, наплывов и высокого градуса ассоциаций».