Posted 23 июля 2008,, 12:30

Published 23 июля 2008,, 12:30

Modified 1 апреля, 21:22

Updated 1 апреля, 21:22

Финансиста Аксененко осудили и отпустили

23 июля 2008, 12:30
Мещанский суд Москвы вынес приговор по делу в отношении бывшего начальника департамента финансов министерства путей сообщения Петра Короткевича. Суд приговорил Короткевича к трем годам тюрьмы, но сразу освободил от наказания в связи с истечением срока давности.

Мещанский суд Москвы вынес приговор по делу в отношении бывшего начальника департамента финансов министерства путей сообщения (МПС) России (упразднено в 2003 году) Петра Короткевича. Его обвиняли в превышении должностных полномочий, а дело в отношении Короткевича стало единственным дошедшим до суда эпизодом из масштабного расследования Генпрокуратуры о нарушениях в МПС, в рамках которого обвинения предъявлялись и экс-министру Николаю Аксененко. Суд приговорил Короткевича к трем годам тюрьмы, но сразу освободил от наказания в связи с истечением срока давности. А нанесенный им ущерб в $16 млн признан служителями Фемиды «не тяжким».

Деятельностью министра Николая Аксененко Генпрокуратура заинтересовалась в октябре 2001 года. Чиновника вызвали на допрос, после чего ему предъявили обвинения в превышении полномочий. В рамках расследования Генпрокуратура проверяла много аспектов деятельности МПС. Петра Короткевича также не раз допрашивали в качестве свидетеля.

В 2003 году расследование в отношении министра было закончено, но суд над ним так и не состоялся. Летом 2005 года Аксененко умер. Однако, как оказалось, его «дело» продолжало жить. Из общего расследования в отдельное производство были выделены материалы, по которым Короткевичу предъявили обвинения по статье 286 УК РФ (превышение должностных полномочий).

Как следует из материалов Генпрокуратуры, в 1996 году МПС заключило контракт с компанией Ericsson на поставку телекоммуникационных систем стоимостью $396 млн. Под этот контракт «Хандельсбанк» открыл МПС кредитную линию, а погашать долги перед банком должна была компания «Трансрейл», созданная самим министерством. В результате, согласно документам, предоставленным МПС «Трансрейлом», фирма перечислила «Хандельсбанку» $142,6 млн. Остальную сумму долга «Хандельсбанку» вернула Ericsson, поскольку компания так и не выполнила своих обязательств.

В Генпрокуратуре заподозрили, что на самом деле «Трансрейл» перечислил банку на $16 млн меньше заявленной суммы. Несмотря на это, деньги по распоряжению Короткевича были зачтены «Трансрейлу» как уплаченные «Хандельсбанку». На эту сумму компания «Трансрейл» получила гарантийные обязательства по перевозкам, а МПС лишилась доходов на $16 млн.

Как посчитали следователи, Короткевич принял решение о таких зачетах, заведомо зная, что для этого нет ни надлежащих документов, ни финансовых обоснований. Бывшему главе департамента были предъявлены обвинения по статье 286 УК РФ (превышение должностных полномочий, повлекших тяжкие последствия). 21 сентября 2007 года Мещанский суд столицы признал Короткевича виновным и приговорил к шести годам тюрьмы. Однако спустя три месяца Мосгорсуд отменил вердикт и направил дело на повторное рассмотрение.

Новый процесс начался в феврале этого года. За четыре месяца слушаний на нем выступили около 20 свидетелей со стороны защиты и обвинения. В основном — бывшие и действующие представители МПС и его преемника - РЖД. Почти все они свидетельствовали в защиту Короткевича. Из показаний выходило, что чиновник просто выполнял указания министра Николая Аксененко, который, понятно, уже не может предстать перед судом и опровергнуть эту версию.

Судья Мещанского суда Дмитрий Коваленко переквалифицировал инкриминируемую Короткевичу статью с 286-й на 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями без тяжких последствий). А по этой статье 5-летний срок давности уже истек. В результате финансисту назначили три года лишения свободы и тут же освободили от отбытия наказания. Решение о том, что ущерб в $16 млн не является «тяжким последствием», судья Дмитрий Коваленко мотивировал тем, что потеря этих денег не ухудшила финансовое положение железных дорог.

Александр Шварев