Posted 30 июля 2008,, 18:00

Published 30 июля 2008,, 18:00

Modified 1 апреля, 21:17

Updated 1 апреля, 21:17

Камень преткновения

30 июля 2008, 18:00
Расширение добычи уникального минерала – шунгита в Карелии становится причиной социальных конфликтов. Жители нищих деревень Заонежья опасаются, что новые карьеры вместо экономического процветания принесут им только лишние проблемы: деградацию сельскохозяйственных земель и природных ландшафтов, радиоактивное загрязнение и болезни.

Расширение добычи уникального минерала – шунгита в Карелии становится причиной социальных конфликтов. Жители нищих деревень Заонежского полуострова опасаются, что новые карьеры вместо экономического процветания принесут им только лишние проблемы: деградацию сельскохозяйственных земель и уникальных природных ландшафтов, болезни из-за промышленных выбросов, и даже …. радиоактивное загрязнение.

«Аспидный камень»

Шунгит, применяемый в десятках отраслей хозяйства – от выплавки чугуна до нетрадиционной медицины, на берегах Онежского озера добывается уже более 15 лет. «Традиционный» (с 1993 года) хозяин здешних недр - ООО НПК «Карбон-шунгит» постоянно расширяет свою деятельность. В 2007 году в районе появилось еще одно горнодобывающее предприятие - ОАО ИПК «ТЕВА-Шунгит» из Москвы, которое получило новое месторождение в разработку сроком на 25 лет. В скором времени местный районный центр – село Толвуя будет окружен кольцом шунгитовых карьеров.

Перспективы расширения производства весьма велики: Заонежское месторождение шунгита признано крупнейшим в мире, и геологи уверены, что на сегодня выявлены далеко не все запасы. Прогнозируемые ресурсы шунгитовой породы превышают 2 млрд тонн(!).


Шунгиты - специфичные углеродосодержащие породы, получившие свое название от местечка Шуньга на берегу Онежского озера, где впервые были обнаружены. В промышленных масштабах шунгит добывают только в Карелии, но также минералы были обнаружены в Красноярском крае, недалеко от города Абакан, есть они и в Казахстане. Шунгит - ценно сырье для строительства и промышленности, но ему также приписывают и целебные свойства: его применяют для очистки воды в качестве фильтра, используют для лечения болей и спазмов. Кроме этого, установлено, что вода, налитая на шунгит, меняет свою структуру, приближаясь к структуре талой воды. Редкостные свойства шунгиту придают находящиеся в нем фуллерены — уникальные шарообразные полые молекулы, состоящие из нескольких десятков атомов углерода. Это третья, после алмаза и графита, форма углерода, редко встречающаяся в природе. Фуллерены попадая в воду, меняют ее структуру, и с водой попадают в организм, где ведут себя как мощнейший антиоксидант.


«Карьерные планы» предприятий настораживают местных жителей и защитников природы. Дело в том, что недра Заонежья богаты токсичными и радиоактивными элементами: геологи рассматривают Заонежский полуостров как единое рудное уран-ванадиевое поле. По данным радоновой съемки, до 50% его площади заражены радоном. Но пока этот опасный клад надежно «спрятан» под мощным слоем шунгитовой породы.

По мнению геологов из Российской Академии Наук, природное равновесие может быть непоправимо нарушено неосторожными горными разработками в районе залегания радиоактивных веществ. Радиационный фон сейчас в норме – 9-13 микрорентген (что, кстати, почти в два раза выше, чем в средней полосе России, из-за особенностей Балтийского гранитного щита). Но уже при уровне радиации в 20 мкР необходимо принимать меры защиты населения. Заонежье уже подвергалось радиоактивному заражению – до середины 90-х здесь велась добыча урана, которая была остановлена по решению главы правительства Карелии из-за протестов населения. Две с половиной тысячи кубометров извлеченной на поверхность радиоактивной руды только после остановки разработок были законсервированы глиной, в радиусе километра вокруг шахты установлена санитарная зона.

С другой стороны, Заонежье знаменито уникальным природным и культурным наследием, о котором написаны целые книги. Здесь есть около 200 памятников истории, культуры, археологии. Это не только легендарная кижская 22-главая церковь, «срубленная без единого гвоздя». Сохранились традиционные карельские дома, петроглифы, поселения неолита, напоминающие о том, что цивилизация в этих краях имеет 10000-летнюю историю. Природные ландшафты Заонежья – Кижские шхеры с пятью сотнями островов, не имеют аналогов в республике.

Еще в 1992 году карельские ученые обосновали создание здесь природного парка. В 2007 году глава Карелии утвердил схему территориального планирования республики, согласно которой природный парк «Заонежский» должен быть учрежден до 2015 года. Кроме того, Заонежье - одна из основных житниц Карелии, в течение более чем тысячелетия (!) район был преимущественно сельскохозяйственным. Выращивали рожь, ячмень, овес, пшеницу. На сегодня сохранился единственный совхоз, все же поставляющий на республиканский рынок 10% картофеля.

Вода малых озер и минеральных источников Заонежья – самая чистая и полезная в Карелии. Это единственное место в регионе, где воды источников - минеральные, лечебно-столовые (железистые, соленые, радоновые…). Здесь бы санатории открывать и производить минеральную воду… Но ресурс этот никогда толком не использовался.

Насколько совместимо сохранение уникального природного и исторического наследия с масштабными горными разработками? Внимание к проблеме привлекли общественные организации. В феврале этого года общества «Русский Север», «Заонежье», «Земля Заонежская» обратились к законодательному собранию республики с предложением провести общественные парламентские слушания по социально-экономической ситуации в Заонежье, которая, по их мнению, грозит обернуться экологической катастрофой.

Урановые недра, шунгитовые поля

Парламентские слушания 17 июня прояснили немногое. По одну сторону баррикад – ученые, общественники, крестьяне, представители местного самоуправления, люди творчества. По другую – сами горняки и ответственные за недропользование чиновники. Горняки, уверенные в своей неуязвимости, не давали народу громких обещаний. А только напомнили, что выдача лицензий на разработку таких уникальных материалов, как шунгит – прерогатива федерального центра. И, кстати, уже несколько горных предприятий Карелии, лишенные лицензий из-за некоторых недочетов в работе и конфликтов с местным населением, вернули их через суд.

Единственная предложенная бизнесменами мера снижения воздействия на природу - постройка нового причала для разгрузки шунгита в 2009 году. Карбон-шунгит обещает рекультивировать земли после 20 - 30 лет разработок... «Предприятие как работало, так и будет дальше работать, ведь никаких законных норм мы не нарушаем», - подвел итог директор «Карбон-шунгита» Юрий Калинин.

Позицию общественности наиболее полно отразила доктор геолого-минералогических наук Виктория Куликова. Она предложила объявить Заонежский полуостров биосферным резерватом. И, соответственно, строить экономику района на основе экологического туризма, сельского хозяйства, санаторно-курортного лечения, производства минеральной воды.
Ученые уверены, что обвинять в последствиях непродуманной промышленной деятельности следует не столько приезжих бизнесменов, сколько республиканских чиновников. «Геологические ведомства широко разрекламировали «неисчерпаемые» минеральные богатства Карелии, – считает Виктория Куликова. - Хотя степень использования, запасы, качество руд, затраты и выгоды, экологические последствия корректно никто не анализировал».

К сожалению, наука не всегда дружит с рынком и производством. О «волшебных» качествах шунгита наслышаны многие. Говорили и о наличии в шунгите знаменитых фуллеренов и о возможности использования его в нанотехнологиях. Однако пока продукция из Заонежья применяется преимущественно в качестве заменителя кокса при выплавке чугуна. Исцеляющие свойства шунгитов, как и их способность очищать воду, остаются плохо изученными, и безоговорочно признаются только сторонниками нетрадиционной медицины.

Представители правительства Карелии явно одобряли планы горняков, что вполне естественно. Потому что в ближайшей перспективе реальной альтернативы карьерам просто нет, а республиканский бюджет нужно наполнять сейчас. Какой туризм, если Заонежье с большой землей соединяет единственная дорога, давно требующая капитального ремонта? Стало очевидно, что проблема не в одних горных разработках, а в бедственном положении всего района.

Заонежье вымирает. В начале 20 века район насчитывал 500 населенных пунктов, здесь билось сердце Карелии. Благодаря плодороднейшим почвам заонежские крестьяне были многочисленны и богаты. За последние 50 лет население сократилось в 4 раза, от десятков сел остались лишь названия. Дело не только в тотальной миграции, вызванной развалом местного хозяйства. Врачи уже установили: здесь люди умирают от онкологических заболевания значительно чаще, чем в среднем по Карелии: каждый год по 6 человек в одном крошечном поселке Толвуя. Предположительная причина – радиоактивное заражение местности в результате добычи урана открытым способом в прошлые годы. Как отражаются на здоровье шунгитовые разработки, никто толком не выяснял. Люди только видят обширные карьеры, тысячетонные отвалы пустых пород и черную пыль, которая покрывает все в окрестных деревнях.

Работать в селах негде, особенно женщинам и молодежи. «Карбон-шунгит» дает только 70 рабочих мест. «ТЕВА-Шунгит» обещает столько же в будущие годы. Социальная помощь предприятий присутствует (между «Карбон-Шунгитом» и местными поселениями заключаются соглашения о сотрудничестве), но явно в недостаточной мере. Выделяемых средств не хватает и на капитальный ремонт местного дома культуры. Сразу вспомнается Костомукша - самый богатый город Карелии благодаря ОАО «Карельский окатыш». Конечно, это более крупное предприятие. Но ведь и четыре выживших поселка Заонежья с шестью тысячами жителей – это не 30-тысячный город. Сейас несколько сотен заонежан за мизерные зарплаты трудятся в единственном выжившем совхозе «Толвуйский», но сельское хозяйство дышит на ладан. Пахотные земли без дела зарастают. «Помогите нам!», - взывали с трибуны приехавшие на парламентские слушания крестьяне.

В случае войны и других экстремальных ситуаций

Единственным «материальным» итогом слушаний стал документ «Рекомендации парламентских слушаний». Основная идея рекомендаций – уникальный район должен развиваться не просто так, а по программе: «устойчивого развития Заонежья». Которую должна разработать местная администрация при всемерной поддержке правительства Карелии. Законодатели также планируют обратиться к Государственной Думе России, правительству России с просьбой внести изменения в налоговое законодательство, чтобы пополнить районный бюджет. Правительству Карелии же рекомендуют «проработать возможность проведения исследований минеральных вод Заонежского полуострова с целью обоснования возможности развития природно-курортной зоны». А также проработать возможность создания вместо отдельных предприятий комплексного технопарка, нацеленного на инновационные технологии разработки и использования шунгитовых пород.

Министерству здравоохранения депутаты рекомендуют выполнить детальное обследование местных жителей на предмет возникновения хронических заболеваний. Горнякам же следует обеспечить пылеулавливание при производстве, а также провести по итогам работы за 2008 год независимый экологический аудит и выяснить степень воздействия производства на окружающую среду и здоровье человека. Предложение общественников обязать горные предприятия вкладывать определенный процент своих доходов в развитие поселений, чтобы процветание предприятия способствовало процветанию района, поддержки не получило.

Особых надежд на то, что теперь, после всестороннего обсуждения с правительством, ситуация изменится к лучшему, все же нет. Даже если разумная концепция развития района действительно будет создана. Горные разработки в Заонежье активно обсуждаются уже более 10 лет, с тех пор, как промышленная добыча урана в этом районе едва не стала реальностью. В 1998 году также проходили парламентские слушания, депутаты также рекомендовали правительству разработать программу социально-экономического развития Заонежья… Ученые и общественники тогда провели общественную экологическую экспертизу планируемых горных (урановых) разработок. Написали рекомендации о том, что экономика Заонежья должна ориентироваться на международный туризм, сельское хозяйство, легкую промышленность, производство лечебных вод. Кто прислушался к этим рекомендациям?
В результате экспертизы 1999 года был сделан и такой, пусть для кого-то неутешительный вывод: «Горно-добывающая промышленность в Заонежье должна развиваться только в экстремальных ситуациях: войны, потери других российских месторождений и технологий». Похоже, эти времена уже настали.

Мария Фаворская