Posted 8 августа 2008,, 15:20

Published 8 августа 2008,, 15:20

Modified 1 апреля, 21:10

Updated 1 апреля, 21:10

«Победу принесут точечные удары»

8 августа 2008, 15:20
Российские войска вступили в прямое боестолкновение с грузинскими в Южной Осетии. Если война между двумя странами действительно началась, то как она будет проходить и чем закончится? С этим вопросом «Росбалт» обратился к военным экспертам.

Российские войска вступили в прямое боестолкновение с грузинскими в Южной Осетии. По информации Минобороны РФ, грузинские танкисты в упор расстреляли штаб миротворцев в Цхинвали, а пехота добивала раненных российских солдат и осетин. Более того, президент Саакашвили громогласно объявил, что началась война между Грузией и Россией и тут же попросил помощи у США. Если война между двумя странами действительно началась, то как она будет проходить и чем закончится? С этим вопросом «Росбалт» обратился к военным экспертам.

Руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа, член-корреспондент Академии военных наук Анатолий Цыганок:

- Я считаю решение о вводе российских войск на территорию Южной Осетии совершенно правильным, иначе просто никто не будет уважать Россию, если она откажется защищать своих граждан.

Грузия сама пошла на то, чтобы превратить грузино-осетинский конфликт в грузино-российский. Теперь Грузия получит примерно то же самое, что получила Чечня. Я сомневаюсь, что наши Вооруженные силы позволят третировать наших миротворцев. Во-первых, Грузия нарушила хартию, по условиям которой она не имела права вести вооруженные действия во время Олимпийских игр. Во-вторых, у меня складывается впечатление, что господин Саакашвили слушает Вашингтон, Брюссель, а сам поступает, как ему вздумается, как в басне: «а Васька слушает да ест».

Известно, что Грузия буквально день назад закупила для своих военнослужащих 1500 специальных полиэтиленовых пакетов. То есть Грузия считает, что такое количество человек может погибнуть. В ситуации применения артиллерии и самолетов вполне возможны и потери со стороны российских войск.

Выступят ли на стороне Грузии военнослужащие каких-то других стран? У Грузии есть соглашение с Украиной, но я сомневаюсь, что Киев направит в зону конфликта свои Вооруженные силы. Грузинским солдатам больше всего будут оказывать вооруженную помощь добровольцы, которых там вполне достаточно, тем более, что они уже воевали на стороне Грузии.

Независимый военный эксперт Владислав Шурыгин:

- Если все-таки дело дойдет до прямого столкновения между российскими и грузинскими войсками, я думаю, Грузия потерпит военное поражение. Другое дело, какова будет цена этого вопроса. Полномасштабная война между Россией и Грузией – это тысячи убитых с обеих сторон.

Я думаю, что другие государства вряд ли станут оказывать поддержку Грузии. В лучшем случае там будут присутствовать украинцы, которые всегда готовы повоевать с Россией. Может, в очень ограниченном количестве появятся несколько группировок добровольцев их чеченской оппозиции. Можно также ожидать усиление американского присутствия, потому что уже сейчас там находится порядка 2,5 тыс. американских инструкторов разного уровня. В этом случае, конечно, можно ожидать усиления советнического аппарата американцев. В случае более серьезного наращивания боевых действий, можно предположить, что НАТО попытается оказывать какую-то помощь - в плане разведки или техническую.

Если российский Генштаб сейчас находится в дееспособном состоянии, то я думаю, что Россия нанесет несколько мощных ударов по инфраструктуре Грузии, так как она очень сильно зависит от электричества и от источников энергии, а также по военной инфраструктуре - уничтожить аэродромы и авиационный флот. Россия может, не вступая в долгие сухопутные сражения, достаточно быстро превратить Грузию в парализованную страну, принудить ее к миру и к переговорам. Другое дело, хватит ли у российского руководства на это решимости.

Если же мы начнем сухопутную войну в районе, где сейчас проходят военные действия, то это может привести к достаточно затяжным и кровопролитным боям, в которых счет потерь пойдет на десятки и сотни.

Директор Института стратегических оценок, член Совета по внешней и оборонной политике Сергей Ознобищев:

- Грузии будет очень тяжело идти на прямой конфликт с Россией. Политические решения эти горячие президенты и их окружение принимают легко и быстро. Но если дело дойдет до прямого боестолкновения с российской армией, то мы увидим, что решимость грузинской армии не столь высока. В отличие от осетин и абхазцев, которых в бой гонит идея борьбы за собственную независимость, сохранение суверенитета, у грузинских военных такой сильной мотивации нет. А есть всего лишь зарплата в 200 долларов в месяц.

Российские войска против грузинских - это как молоток против гвоздя. Ясно, что здесь даже речи не может идти о том, что грузинские подразделения устоят. Но я надеюсь, что до прямого военного столкновения не дойдет, возможны, конечно, отдельные инциденты.

В Грузии никогда не было сильной армии. И даже если им начнут поставлять какое-либо сверхсовременное оружие для ведения боя, то не факт, что они сумеют грамотно им распорядиться. Грузия должна рассчитывать, прежде всего, на свои силы. Вполне возможно, что из тех мест, где нас не любят, Грузия все-таки получит поддержку. Но даже если на стороне Грузии будет больше каких-то союзных сил, это мало чего изменит. Особенно, если с другой стороны будет присутствовать российская военная машина.

Однако для нашей страны прямая война с Грузией - серьезный шаг, который осложнит наше внешнеполитическое положение и потребует объяснений мировому сообществу.

Между тем, в таком развитии событий на Кавказе немалая вина и европейцев с американцами – ухудшение обстановки в зоне конфликтов в Грузии последовало вслед за объявлением и признанием рядом стран независимости Косова. Президенты непризнанных республик сразу почувствовали себя увереннее, в ответ на это увеличилось раздражение Грузии. Это все звенья одной цепи.

Беседовала Анна Еремина