Posted 18 августа 2008,, 11:00

Published 18 августа 2008,, 11:00

Modified 1 апреля, 21:03

Updated 1 апреля, 21:03

Санкт-Петербург. Пресс-конференция, посвященная итогам ежегодного Соловецкого Фестиваля авторской песни

18 августа 2008, 11:00

18 августа 2008 года в информационном агентстве «Росбалт» состоялась пресс-конференция, посвященная итогам ежегодного Соловецкого Фестиваля авторской песни.

В пресс-конференции принимали участие:

По его словам, в этом году «с порядком было лучше» — помимо местной милиции за ним следили «фестивальная» охрана.

Член жюри фестиваля Владимир Шемшученко сообщил, что организаторы бдительно следили за тем, чтобы на островах «не раздавались фривольные мотивы и стихи».

Предварительного отбора участников, по его словам, не было, так как люди сами «делали выводы из того, кто и где проводит фестиваль», кто не догадался, «тех мягко и жестко поправляли».

Владимир Шемшученко добавил, что во главу угла ставилось слово. «Сегодня авторская песня болеет болезнью всего общества. Перед нами стоит задача — сохранить ее, поставить заслон попсе, — сказал он. — Люди сосредоточены на достижении материального успеха, решении сиюминутных задач. Наша задача — возвышать их, а не следовать потребностям толпы». Вместе с тем, организаторы фестиваля сразу пресекли спекуляции на тему веры, Бога. «Вера — это тихое интимное дело, кричать о ней на площади не достойно», — считает Владимир Шемшученко.

В текущем году фестиваль сопровождала художественная выставка «Портреты бардов» Александра Тимофеева (Санкт-Петербург) и фотовыставка Михаила Деева (Москва).

Фестиваль проходил под девизом «Преображение», это знаковое событие на Соловецких островах, подчеркнул Валентин Вихорев. Он заявил, что Грушинские фестивали (их сегодня два) авторской песни фактически превратились в большое шоу. Валентин Вихорев пояснил, что там «все выхолощено». Исполнители живут старым багажом — песнями 1960-1970-х годов. А новые песни нигде не приживаются, потому что они, как правило, вторичны, это перепевы старых, они ничего нового не несут. И эта серая масса все больше заполняет пространство авторской песни. «Мы не от хорошей жизни уехали на Соловецкие острова», — заявил основоположник нового фестиваля. По его словам, чтобы песня зажила своей жизнью, она должна быть искренней и нести в себе информацию.«У авторов 1960-1970-х годов было, что сказать, — отметил Валентин Вихорев. — Каждый из них был легко узнаваем. Вы не спутаете Окуджаву и Кима, Высоцкого и Визбора, Городницкого и Клячкина. За их песнями виден автор».

По его мнению, на сегодня существует несколько школ, клубов авторской песни. Наиболее крупные из них — это московская, петербургская (ленинградская) школы и клуб Зауралья. На периферии песня более самобытная. Валентин Вихорев, кроме того, заявил, что в этом году звание «лауреат» было присвоено на фестивале только в одной номинации из пяти. Помимо звания «лауреат» и дипломов было присуждено множество призов. В частности, призы за бережное отношение к русскому языку и верность русской песне. Он пошутил, что «дипломатам оставили шанс стать лауреатами». А если говорить серьезно, то организаторы «выставили некую планку, чтобы потом не краснеть». Как таковой попсы на фестивале не было, но была безграмотность: как в музыке, так и в словах. Отсеяли до трети соискателей. Сегодня очень страдает русский язык. Он очень засорен, в том числе, и в бардовской песне. Порой неграмотно выражают свои мысли даже люди с высшим образованием. Вместе с тем, средний уровень исполнения бардовской песни растет, подчеркнул Валентин Вихорев.

На фестиваль, на этот раз приехали очень самобытные люди старшего возраста, которые нигде не выступают. Но есть барды, которые превратили свою песню в ремесло – постоянно гастролируют от одного мероприятия к другому. Это неизбежно приводит к выхолащиванию и усреднению авторской песни, так как они начинают петь на заказ аудитории, жюри. Они не воспитывают аудиторию, а подстраиваются под нее. В этом году организаторы фестиваля отказались от конкурсной процедуры (отбора) в пользу творческих мастерских. Это позволяет членам жюри без спешки познакомиться с участниками фестиваля, вместе обсудить плюсы и минусы их творчества. Это больше общение, чем прослушивание. Каждому уделяли столько внимания, сколько это было нужно ему. Члены жюри высказывались последними, после мнений коллег. Отмечали и тех, у кого есть творческий потенциал, даже если он еще не раскрылся во всей красе. Однако нашлись (буквально, один – два человека) и те, которые не восприняли товарищескую критику.

Член жюри Виктор Федоров отметил, что самому молодому исполнителю пять лет. Блеснуло и старшее поколение — «высший пилотаж» показали знатный альпинист и бывший аккомпаниатор Визбора. «Связь времен не прервалась», — подчеркнул он. Виктор Федоров заявил, что песня, посвященная Соловецким островам, уже сложилась, как самостоятельная тема, которая достойна отдельной номинации на фестивале. По его словам, уже на сегодня набираются песни на диск, что очень радует соловчан. И некоторые из этих песен достойны самостоятельной жизни