Posted 4 сентября 2008,, 08:00

Published 4 сентября 2008,, 08:00

Modified 1 апреля, 20:46

Updated 1 апреля, 20:46

Москва. Дискуссия: «Точка невозврата: сценарии для России после признания Абхазии и Южной Осетии»

4 сентября 2008, 08:00

4 сентября 2008 года в 12:00 в информационном агентстве «Росбалт» (Москва, Скатертный пер., д. 4/2, стр. 1) состоялась дискуссия «Точка невозврата: сценарии для России после признания Абхазии и Южной Осетии».

В дискуссии приняли участие:

- Сергей Ознобищев, директор Института Стратегических оценок, член Совета по внешней и оборонной политике, профессор МГИМО МИД РФ;

- Александр Лукин, директор Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО (У) МИД РФ;

- Василий Михеев, заведующий Сектором экономики и политики Китая и Японии Центра азиатско-тихоокеанских исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН, член-корреспондент РАН;

- Андрей Суздальцев, заместитель заведующего кафедрой мировой политики ГУ «Высшая школа экономики».

Реакция Запада на признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии была предсказуемой. Так, Лондон называл это решение «агрессией России в Грузии», Берлин - «абсолютно неприемлемым», а Вашингтон выразил чрезвычайное сожаление в связи с тем, что Москва пошла вразрез с их мнением. Свои предположения о том, как дальше будут развиваться отношения России с США, Западной Европой и странами Азии высказали авторитетные ученые в рамках дискуссии в ИА «Росбалт».

Сергей Ознобищев, директор Института стратегических оценок, член Совета по внешней и оборонной политике, обратил внимание на то, что Россия сама во многом виновата в возникновении конфликта на Кавказе. «Начнем с того, что Россия свысока разговаривала и продолжает разговаривать со многими своими соседями, в результате совершенно безобразным образом «упустила» отношения с Грузией». По заявлению эксперта, сначала российские власти отказывались вести диалог с Шеварнадзе, а затем не приложили усилий для налаживания контактов с Саакашвили. Итог — 77% грузинского населения проголосовали за вступление в НАТО. Таким образом, в результате «кавказского противостояния» Россия попала в несколько ловушек, которые сама себе и поставила. Все это, несомненно, осложнит партнерство с наиболее развитыми странами как Запада, так и Востока. Тем не менее, Сергей Ознобищев считает, что именно сейчас Россия не должна уходить в изоляцию, громогласно заявляя: «Россия встает с колен!». Необходимо определить приоритеты не только в мировом масштабе, но и в каждом регионе и последовательно проводить стратегические цели внешней политики вне зависимости от того, какая это территория.

Александр Лукин, директор Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО (У) МИД РФ, выразил мнение, что после конфликта на Кавказе установилась новая реальность — многополярный мир, в рамках которого, как показали события, Россия вполне готова выступить центром силы. В месте с тем, Александр Лукин полностью согласен с Сергеем Ознобищевым в том, что российские власти «должны продолжать политику открытости к диалогу и конструктивному сотрудничеству». По мнению специалиста, со станами Запада необходимо вести жесткие переговоры и более активно развивать отношения с бизнес сообществом и средствами массовой информации, демонстрируя возможность сотрудничества вне политики. Что же касается государств Азии, то им, конечно, нравится, что Россия пошла против Северо-Атлантического альянса, «Китай готов воевать с НАТО до последнего российского солдата», - уверен эксперт, - однако принцип территориальной целостности для них – святое, поэтому важно показать, что хорошие отношения с Россией являются гарантом их безопасности и территориальной целостности.

Василий Михеев, заведующий Сектором экономики и политики Китая и Японии Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН, уверен, что причиной конфликта стала вторая стадия распада советского федерализма — распад автономных республик. Во-вторых, Василий Михеев, предложил обратить внимание на действия властей Абхазии и Южной Осетии, высказав предположение о том, что они выражают не чаяния народа на самоопределение, а «мобилизуют и спекулируют населением, чтобы получить еще больше власти». В-третьих, кризис обострил одну из ключевых проблем: отсутствие у мировых лидеров, США, Европейского Союза, России и Китая, единых понятий «добра» и «зла» в решении глобальных проблем и видении общего мироустройства. «В результате возникающие территориальные конфликты превращаются не в поле скоординированных действий, а в инструмент развода по разные стороны баррикад», - заявил Василий Михеев. Тем не менее, во взаимодействии России с западными странами специалист прогнозирует лишь временные ухудшения, так как в целом существует глубокая взаимозависимость этих «полюсов» по энергетическим вопросам и проблемам глобальной безопасности. Однако последствия кризиса, скорее всего, все же затормозят введение безвизового режима для граждан РФ в станы Европейского Союза. Результатом кавказского конфликта станет также снижение доверия между Россией и странами Центральной Азии, в частности, странами ШОС. «Страны центральноазиатского региона не могут исключить из поля своего внимания, с точки зрения национальной безопасности, тот факт, что российские войска перешли государственную границу, поэтому произойдет переосмысление и внесение корректив в отношения с Россией». Так, по мнению Василия Михеева, начнется поиск балансиров российскому влиянию, и если для западных стран и СНГ уже давно понятно, что это НАТО и ЕС, то для азиатских стран таким балансиром вполне может стать Китай.

Андрей Суздальцев, заместитель заведующего кафедрой мировой политики ГУ «Высшая школа экономики», в самом начале своего выступления определил ситуацию на Кавказе как жесткий международный кризис по всем направлениям с присущими ему причинами и последствиями. Эксперт также обратил внимание на то, что действия России по отношению к Грузии основанные на «зеркальной политике» в будущем только усугубят эти последствия. Как результат уже сейчас активно изменяется геополитическая картина мира и конфигурации союзов, и в первую очередь СНГ и ГУАМ. Изменения коснулись и экономической сферы, ведь «Грузия не смогла выполнить своей главной стратегической задачи - гарантировать транзит энергоресурсов, а значит теперь придется считаться и с Россией».

В целом же все эксперты сошлись во мнении, что в ближайшее время признание Абхазии и Южной Осетии не будет поддержано ни странами Запада, ни государствами Центральной Азии, что свидетельствует о главной проблеме России — отсутствии союзников.