Posted 15 сентября 2008,, 14:00

Published 15 сентября 2008,, 14:00

Modified 1 апреля, 20:37

Updated 1 апреля, 20:37

«Мы не хотели быть диссидентской тусовкой»

15 сентября 2008, 14:00
«Правый фланг» в Архангельской области поредел. Громко хлопнув дверью, из регионального СПС ушли его отцы-основатели. О причинах ИА «Росбалт-Север» рассказал депутат областного Собрания Константин Журавлев.

«Правый фланг» в Архангельской области поредел. Громко хлопнув дверью, из регионального СПС ушли его отцы-основатели. О причинах ИА «Росбалт-Север» рассказал депутат областного Собрания Константин Журавлев.

- Константин Юрьевич, костяк архангельского СПС ушел из партии. Фактически, Союза правых сил здесь больше нет. Что побудило вас приговорить организацию, у истоков которой вы стояли?

- Еще зимой мы предупреждали - если к началу политического сезона партия не переформатируется, мы уйдем. Главная причина нашего ухода - нежелание действовать в предложенном формате диссидентской тусовки. Последние события российской внутриполитической жизни окончательно разуверили, что СПС может возродиться как серьезная политическая сила.

Я считаю, кризис в СПС начался в 2002 году. Тогда партия не осознала, что эпоха Ельцина завершена, партийный костяк представлял из себя линейку его почитателей-сопредседателей: Немцов, Гайдар, Хакамада, Кириенко. Мы предлагали перейти от блоковой структуры к настоящей партийной, замену прежних лидеров и модернизирацию под текущий момент. Нужны были новые люди, новые подходы, новые формулировки основных идей.

Запоздалое избрание Никиты Белых лидером СПС уже не влияло на ситуацию. Фактически, даже в центральном руководстве остались люди, не способные на антикризисные мероприятия, а в регионах потенциал организации упал ниже критического уровня. Разваливались дееспособные организации, например в Ленинградской, Вологодской областях, Карелии...

Мы продолжали бороться через фракцию в архангельском региональном парламенте, были фракции или группы депутатов от СПС в советах депутатов Архангельска, Северодвинска, в районах области. Члены СПС избирались главами районов и райцентров. Но сделать ничего не удалось.

- А что с предстоящими выборами в областное Собрание? Говорить о прохождении в новый созыв парламента вряд ли стоит, тут СПС как ресурс себя исчерпал. Блокироваться, по теперешнему законодательству, партии на выборах не могут, а серьезной поддержкой в области правые давно не пользуются...

- Признаться честно, у меня лично было большое желание бросить это неблагодарное дело. Только результат выборов мэра Архангельска в мае этого года изменил настроение. Мы с Дмитрием Таскаевым создали региональную общественную организацию развития местного самоуправления - "Нам здесь жить" с правом участия в муниципальных выборах.

У нашего депутата областного Собрания Виктора Казаринова в Северодвинске действует аналогичная организация - "Возрождение Севера". Вопрос партийной принадлежности пока отодвинули на второй план.

- Как говорил классик, «ежели где-то убыло, значит где-то и прибудет». Если вы и ваши коллеги откуда-то ушли, значит, где-то вас прибудет. Что дальше делать собираетесь?

- Конечно, для каждого из нас сейчас непростая ситуация, нужно выбирать варианты дальнейшей деятельности.

- Если рассматривать идеологические предпочтения, то какую из существующих парламентских партий – «Единую Россию», «Справедливую Россию», ЛДПР или КПРФ - вы бы выбрали для заземления?

- А вы можете после майских выборов в Архангельске назвать идеологические различия этих партий? Я лично - нет.

- А если бы вы руководствовались только прагматизмом?

- Понятно, что на правом фланге в области ничего реального нет. Искусственное слияние «Демпартии» и "Гражданской силы" вряд ли сформирует значимую силу. В одной уже не осталось лидеров, а в другой их просто нет. "Яблоко" в Архангельске оживает лишь перед федеральными выборами. Очевидно, что КПРФ и ЛДПР - варианты не для нас, хотя они сохраняют устойчивый базовый электорат и периодически перехватывают часть "протестника". Но и там, на мой взгляд, тоже остро стоит проблема с «паровозами» на областном уровне. Проще ситуация, при всей опять же искусственности и пестром составе, в "Справедливой России". Хотя справедливороссы все никак не определятся - они больше для изображения оппозиции или все же "на подхвате".

А вот в "Единой" начались сложные изменения. Новому губернатору Илье Михальчуку пришлось заниматься ситуацией вплотную, как одним из направлений антикризисных мероприятий. Сверху довлеют жесткие указания: на выборах не менее 60% и проведение объявленной чистки. В то же время, на окраинах области - крайне низкие рейтинги местных лидеров и жизненно важна необходимость скорейшего обновления.

Именно эти моменты стали определяющими в проходящей сейчас предвыборной кампании по формированию местного самоуправления поселенческого уровня (12 октября). Смею предположить, что по ее итогам будут приняты существенные оргвыводы. Вхождение Михальчука в регион оказалось проблематичным. Кто бы и как бы его не информировал, но человеку требуется время, чтобы лично во все вникнуть. Этого времени не было, поэтому случились крупные просчеты.

Есть информация, что уже официально Михальчук отозвал представление в сенаторы экс-губернатора Киселева. Но интрига становится еще интересней, так как в сенаторы, видимо, предложат Николая Львова (депутат облсобрания, директор Соломбальского ЦБК). Этот шаг можно расценить как реальное усиление работы с центром, как красивый компромисс и увеличение возможностей для формирования "своей" команды.

Михальчук уже взял в администрацию людей из районов. Видимо, осенью надо ждать новых серьезных кадровых перестановок. Люди, которые, что называется, подставили губернатора, должны будут отвечать за это.

- И все же, если бы вы решили обосноваться в "Единой России", как вы считаете, ее архангельское руководство, во главе с Фортыгиным, приютило бы вас?

- Скажите еще, что нам предоставят пансион, это как за примерное поведение дают конфетку. Нет, нам не нужен приют. Считайте, что у нас, как пел Игорь Тальков, это - привал.

А Виталий Сергеевич (Фортыгин) - самый сильный политик в области. У нас с ним – нормальные человеческие отношения. Он мог бы играть еще более важную роль, но положение дел изменилось, у него сейчас - совсем другая ситуация. И меня, честно говоря, очень насторожило его первое заявление при вступлении в должность руководителя региональной партийной ячейки «Единой России» - о планах по чистке в парторганизации. Но Виталий Сергеевич - член "Единой России", а у них с партийной дисциплиной все серьезно. К тому же партийная дисциплина на региональном уровне крепчает.

- Как вы думаете, если по итогам выборов вы получите власть в городе, к которой, судя по всему, стремитесь, то сможете ли влиять на ситуацию в области, исходя из того, что рулить будет "Единая Россия"?

- Мы настроены на конструктивную работу, без лишней конфронтации. Внутри нашей новой организации идеология отодвигается в сторону. Для нас сейчас главное - сохранение принципа самостоятельности. В организацию вступают интересные люди с серьезным потенциалом. Но вы правы, наша основная цель - выборы в городской совет. Мне кажется, члены нашей организации смогут и будут влиять и на ход выборов в областной парламент в марте 2009-го года.

Беседовала Наталья Смирнова