Posted 2 октября 2008, 14:57
Published 2 октября 2008, 14:57
Modified 1 апреля, 20:24
Updated 1 апреля, 20:24
В четверг в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) проходит финальное заседание, посвященное войне между Россией и Грузией. Обсуждение этого вопроса подводит на нынешней сессии итоги трехдневной дискуссии, по результатам которой европарламентарии намерены принять заключительную резолюцию, в которой содержится требование к России об отказе от признания Южной Осетии и Абхазии, а также о допуске на территорию этих республик наблюдателей ЕС и ОБСЕ.
Несмотря на то, что вину за начало войны докладчики ПАСЕ возложили на Грузию, отметив, что «начало обстрела Цхинвали грузинскими войсками 7 августа 2008 года привело к открытым и полномасштабным военным действиям», к российской стороне предъявляются большие претензии.
В частности, в тексте проекта резолюции высказывается предположение, что «российские контрудары в центральной и западной Грузии и в Абхазии в августе не отвечали принципам пропорциональности и международного права».
Ассамблея также полагает, что «с точки зрения международного права такое понятие как «защита граждан за границей» является неприемлемым, и выражает обеспокоенность в связи с проводимой российскими властями политикой в отношении других государств, где проживает значительное число российских граждан».
Кроме того, Ассамблея считает, что «Россия не выполнила лежащие на ней в соответствии с Гаагской конвенцией 1907 года о законах и обычаях сухопутной войны обязательства по предотвращению мародерства, нарушения правопорядка, защите собственности в регионах, находящихся фактически под контролем ее сил». При этом указывается, что большая часть подобных преступлений была совершена уже после подписания соглашения о прекращении огня 12 августа 2008 года. Наконец, в резолюции отмечается, что количество убитых (300 с российской стороны и 364 с грузинской) «значительно ниже того, что было первоначально представлено, в особенности Россией».
С учетом этого в ПАСЕ считают, что «на России лежит полная ответственность за нарушение прав человека, гуманитарного права в районах, находящихся под ее фактическим контролем».
Решения Ассамблеи могли бы быть еще более жесткими, поскольку ранее в ответ на признание Россией статуса Абхазии и Южной Осетии 24 парламентария потребовали пересмотреть полномочия делегации РФ в ПАСЕ. Однако тогда российская сторона заявила, что в этом случае руководство ее делегации будет рекомендовать властям страны выйти из состава Совета Европы.
Большинством голосов Ассамблея высказалась за рекомендацию не блокировать полномочия. В ходе длительного обсуждения участники сессии ПАСЕ пришли к выводу, что на данном этапе «важно обеспечить развитие диалога и укрепление взаимного доверия между двумя сторонами, а также каждой из сторон - с Ассамблеей». Однако европарламентарии все же пригрозили, что «в любое время» могут вернуться к вопросу о полномочиях российской делегации.
Между тем, российская сторона продолжает разъяснять свою позицию, с высокой европейской трибуны отстаивая свою правоту. Как заявил глава думского комитета по международным делам, руководитель российской делегации а ПАСЕ Константин Косачев, в Страсбурге удалось переломить тенденцию одностороннего обвинения России и обеления режима в Тбилиси. По его словам, как минимум, отвергнут черно-белый подход к событиям, депутаты признают сложность и неоднозначность ситуации вокруг Южной Осетии и Абхазии.
Косачев также отметил, что российская делегация категорически не согласна со многими положениями проекта резолюции ПАСЕ по ситуации на Кавказе. По его мнению, этот документ носит субъективный и тенденциозный характер.
По имеющейся информации, российская сторона подготовила 27 поправок к тексту резолюции, однако все они были отвергнуты профильным комитетом ПАСЕ. В связи с этим российская делегация проголосует против текста резолюции.
Между тем, скорее всего, сегодня резолюция ПАСЕ будет принята. В таком случае, шансы российской делегации лишиться права голоса уже на следующей сессии ПАСЕ возрастут.
Отметим, что следующая сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы, на которой дискуссия по отношениям России и Грузии может быть продолжена, должна состояться в январе.
Как заявил в беседе с «Росбалтом» директор Информационного центра Совета Европы в России, кандидат юридических наук Николай Топорнин, в кулуарах ПАСЕ речь однозначно идет о том, чтобы перенести на январскую сессию вопросы о полномочиях российской делегации, о положении на Северном Кавказе и мониторинге.
«Очевидно, что это будет сделано, поскольку на данный момент в ПАСЕ главенствует проамериканская линия, которая лоббируется депутатами из Прибалтики, Польши, не говоря уже про Грузию», - сказал Топорнин. По его словам, настрой депутатов от «молодых демократий» по отношению к России «очень жесткий и категоричный». Несмотря на то, что большинства голосов для принятия однозначно осуждающей Россию резолюции они собрать не могут, уже лоббируется вопрос о нежелательности баллотирования российского представителя на пост председателя ПАСЕ через год.
Вместе с тем, собеседник «Росбалта» отметил, что «лишение России права голоса в ПАСЕ – маловероятный и даже совсем невероятный сценарий, поскольку агрессивных депутатов меньшинство». «Думаю, до этого не дойдет», - подчеркнул он.
«Если же это каким-то образом и произойдет, - сказал Николай Топорнин, - то Россия тут же поставит вопрос о замораживании своего членства в Совете Европы». В этом случае, по мнению эксперта, в равной степени пострадают и Россия, и Евросоюз.
Что касается России, то приостановится действие некоторых конвенций, в первую очередь - Конвенции по правам человека. У россиян не будет возможности апеллировать к Европейскому суду. В целом Россия отдалится от европейского правового пространства.
Европа же при таком негативном сценарии также потеряет установившийся с Россией диалог и взаимодействие по многим вопросам. Очевидно, что в этом случае Россия пойдет на жесткие шаги, такие как определенное ужесточение визового режима, свертывание гуманитарных связей.
По словам Николая Топорнина, «реально из европейских организаций Россия сотрудничает только с ОБСЕ и Советом Европы». «По линии ОБСЕ российская сторона занимает озвученную МИДом жесткую позицию, выступая за реформу этой организации. Остается Совет Европы. Но если связи будут ограничены или разорваны, это приведет к разрыву общеевропейского диалога, к «разброду и шатанию» в Европе, отбросив ее на этап 1991 года к полублоковому существованию, к разделительным линиям», - отметил эксперт.
Глава российской делегации в ПАСЕ Константин Косачев высказал мнение, что «до январской сессии многие факты (августовских событий) будут прояснены окончательно», чему Россия готова и будет всячески способствовать.
Однако в среду глава французской делегации Жан-Клод Миньон призвал председателя ПАСЕ созвать экстренную сессию, не дожидаясь следующего года, - в том случае, если Россия не будет выполнять план мирного урегулирования Медведева-Саркози.
Конечно, ПАСЕ, по большому счету, - это дискуссионный клуб европейских государств. Вместе с тем, те или иные решения ПАСЕ могут отражаться на репутации государства. Так уж повелось в толерантной Европе: если исключают из клуба – «приличные люди» руки не подают.
Безусловно, Россию «исключить из клуба» нереально, хотя некоторым неофитам, возможно, этого бы очень хотелось. Но в ПАСЕ важен воспитательный процесс. Если уж страны стремятся жить в большой коммунальной Европе, воспитанием соседа приходится заниматься сообща.
Дмитрий Пановкин