Posted 20 октября 2008,, 12:22

Published 20 октября 2008,, 12:22

Modified 1 апреля, 20:11

Updated 1 апреля, 20:11

Призрак смуглой руки с булыжником

20 октября 2008, 12:22
Уже начавшиеся из-за масштабного финансовго кризиса увольнения могут привести к всплеску преступности среди приезжих. В этом уверен ряд экспертов, утверждающих, что гастарбайтеры, оставшись без работы, домой не поедут, особенно - рабочие-нелегалы.

Уже начавшиеся из-за масштабного финансовго кризиса увольнения в строительной отрасли могут привести к всплеску преступности среди приезжих. В этом уверен ряд экспертов, утверждающих, что гастарбайтеры, оставшись без работы, домой не поедут, особенно - рабочие-нелегалы.

Мало кто сегодня поверит, что сотни тысяч узбеков, таджиков и других выходцев из бывших советских республик, где экономическое положение куда хуже, чем в России (то есть - полная нищета), получив расчет в стройконторе, устремятся на вокзалы и в аэропорты за билетами и, попив кофейку в привокзальном буфете, спокойно уедут домой.

Одними из первых об опасности массового всплеска преступности в Москве публично заговорили политологи Михаил Делягин и Андрей Федоров. Еще 7 октября на пресс-конференции в ИА «Росбалт» они прямо предупредили москвичей: надо беречься. Буря может грянуть уже скоро: на рубеже октября и ноября большинство строительных компаний должны будут начать платежи по кредитам. А таких денег у них нет. Дальше – следует ожидать увольнений.

Особенно мрачен был директор политических программ Совета по внешней и оборонной политике Андрей Федоров. Он напомнил о том, как у нас эксплуатируют иностранных рабочих. По прогнозу Федорова, большинство увольняемых, которые проживают в Москве нелегально, не получит вообще никакого выходного пособия. А многие из них могут даже свои паспорта назад не получить.

И даже многим из тех работяг, кто совершенно искренне захочет уехать домой, будет просто не на что билет купить. Крайне скептически отнесся политолог и к возможности нового трудоустройства гастарбайтеров в России. Большинство из них русским языком не владеет и ни к чему, кроме самого черного труда на стройке, непригодно.

Определить численность гастарбайтеров в Москве очень трудно. Многие из них – нелегалы, которых никто официально не учитывает. Но достаточно поездить в метро, чтобы буквально на глаз оценить долю приезжих. Понятно, что нельзя никого ни в чем обвинять огульно. Однако мыслящий человек не может не прикидывать, что его ждет, опираясь на то, что он видит вокруг себя, и на основе знаний недавней истории.

Грубо говоря, вполне возможно оценить «неустойчивую массу» столичных гастарбайтеров в один миллион. Это миллион молодых (или относительно молодых) и здоровых (или относительно здоровых) мужчин, занятых тяжелым физическим трудом.

Жизнь не баловала их на родине, не балует и здесь. Они знакомы с лишениями, обманом и жестокостью. Они объединены и спаяны друг с другом. И очень многим из них, увы, действительно не за что любить Москву, где их так жестоко эксплуатируют.

Исходя из этого, ситуация может начать развиваться совсем не радужным образом. А что же столичная власть? Пока она настроена вполне оптимистично, особенно сам строительный комплекс.

«Все уже сказано, - заметил корреспонденту «Росбалта» сотрудник объединенного пресс-центра Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции Москвы Александр Алехин. – Лужков сказал, что выделяется $2 млрд на поддержку строительства. Ресин сказал, что городские стройки остановлены не будут. Левченко сказал, что тех, кого уволят с коммерческих строек, мы готовы принять на строительство по городскому заказу. Что еще комметировать?»

Что ж, формула триединая и чеканная. Хотелось бы верить. Правда, вопрос о «двух миллиардах» оказался не таким простым. По крайней мере, было несколько опровержений. В частности, руководитель столичного Департамента финансов Юрий Коростелев, когда его впервые об этом спросили, заметил: «Я эту информацию узнал из газет. Чувствую, что на эту акцию мы не пойдем».

Наконец, столичное правительство все-таки подтвердило свою готовность помогать строительству путем выкупа новых квартир у тех застройщиков, кто сам не справляется с кризисом. Нечто подобное готовится и на федеральном уровне, только не так щедро, в масштабе страны, и деньги там считают в рублях: выделяется 100 млрд. Впрочем, поди пойми, много это или мало в масштабах мирового кризиса: что $2 млрд. что 100 млрд. рублей.

Чиновников из строительного комплекса поддержали и в Комитете по межрегиональным связям и национальной политике. Там уверены, что сокращение гастарбайтерам в результате строительного кризиса никак не грозит: ну кто будет увольнять дешевую рабочую силу, скорее, на улице окажутся сотрудники стройкомпаний, имеющие более высокий доход.

В СМИ, между тем, циркулируют слова некоего анонимного аналитика: «Похоже, мэрия попыталась оказать психологическое воздействие на банки, выступив своего рода публичным поручителем по кредитам застройщиков. С одной стороны, это антирыночные меры, а застройщики — подонки, недостойные поддержки налогоплательщиков. С другой стороны, если федеральное правительство ничего не предпринимает для расшивки долгового кризиса, то что остается делать Лужкову? Ждать, когда гастарбайтеры начнут митинговать у мэрии или резать москвичей с голодухи? И так рынок новостроек сжат дальше некуда».

То есть, определенные опасения «в воздухе присутствуют». И единственным способом избежать этого является, похоже, продолжение «новостроек». И так, видимо, без конца. Вот это уже оптимизма не внушает.

Ну, а строительный комплекс – да, обещает сам справиться со своими морями рабочей силы. Как заявил руководитель Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Москвы Александр Левченко, «наша задача - задействовать тех людей, которых будут увольнять из организаций, испытывающих финансовый кризис". "Поэтому мы готовы предоставить этим людям работу в организациях, работающих по городскому заказу», уверяет чиновник.

Но то, сколько человек готово принять на работу ведомство Левченко, является загадкой. Остается надеяться, что все-таки большее число компаний переживет кризис без значительных потерь, а оставшиеся сделают свой выбор в пользу дешевой рабочей силы. Иначе свободных кадровых емкостей дорожников может не хватить, что будет тогда, - даже загадывать не хочется.

Леонид Смирнов