Posted 20 октября 2008,, 17:05

Published 20 октября 2008,, 17:05

Modified 1 апреля, 20:11

Updated 1 апреля, 20:11

Рязанов «обскакал» Дакаскоса

20 октября 2008, 17:05
В столице Татарстана стартовал IV казанский Международный фестиваль мусульманского кино «Золотой минбар». Торжественная церемония открытия преподнесла гостям и участникам кинофорума немало сюрпризов как приятных, так и не очень.

КАЗАНЬ, 20 октября. В столице Татарстана состоялось открытие IV казанского Международного фестиваля мусульманского кино «Золотой минбар». По мнению корреспондента "Росбалта", мероприятие прошло немного "смазанно".

Так, церемония открытия фестиваля поразила «несыгранностью» и плохой режиссурой. Зрители толпились по краям красной ковровой дорожки, нестройно аплодируя представителям мусульманского кино, шествующим с большими перерывами. Ведущий церемонии назвал «Золотой минбар» «Золотым барсом», а в конце "действа" его коллега поспешила закрыть фестиваль, а не церемонию открытия.

Когда кинематографист Реза Мир-Карими попытался сказать зрителям несколько слов, то рядом оказался только переводчик с английского, которого иранский гость не знал. В результате, обоим пришлось, разведя руками, спуститься со сцены. Впрочем, другим членам жюри, за исключением председателя, не дали и этой возможности, вежливо и быстро выпроводив на свои места. Краткое представление фильмов-конкурсантов перемежали довольно странные, как считает корреспондент "Росбалта", танцевально-акробатические номера.

Элемент драйва в программу фестиваля внес казанский мэр Ильсур Метшин, чествовавший Эльдара Рязанова, появление которого встретили овацией. «Что такому человеку подарить? - вслух размышлял городской глава. - Всю Казань — с собой не отправишь...». «Я бы взял!», - немедленно отреагировал кинорежиссер под смех зала (на пресс-конференции Рязанов признался, что «живет под татарским игом» — его жена татарка — и оно ему очень нравится). «Иван Грозный тоже... хотел взять», - несколько двусмысленно прокомментировал ведущий. В итоге Рязанову подарили красивую тарелку с видами Казани и бильярдный кий ручной работы.

«Это невероятно приятный сюрприз», - отозвался на теплый прием и подарки снявший 26 фильмов мэтр отечественного кинематографа. Он пожелал Татарстану создания в республике собственной киностудии художественных фильмов для того, чтобы можно было творить «мощное и сильное татарское кино», сравнимое по качеству с передовыми национальными кинематографами советских времен, например, грузинским.

Президент Татарстана Минтимер Шаймиев на открытие «Золотого минбара» не пришел, тогда как в прошлом году блистал на сцене вместе с Катрин Денев, очаровывая публику шутками и заражая веселым настроением. В этот раз ведущие прочли присланную от его имени приветственную телеграмму общего содержания.

Самыми «звездными» гостями фестиваля стали Алексей Булдаков из «Особенностей национальной...» (охоты, рыбалки и прочего), прекрасно спевший «И в дальний путь, на долгие года», а также американец Марк Дакаскос, играющий и ставящий трюки в разного рода боевиках. Дакаскос показал, как ведут себя звезды мирового уровня: поблагодарив и отсутствующего президента, и присутствующего министра культуры РТ за приглашение на фестиваль, он практически без акцента произнес по-татарски и «здравствуйте», и «спасибо», немного поломав язык только на «Без булдарабыз!» («Мы можем!») - любимой фразе-лозунге Минтимера Шаймиева. Конечно, Марку Дакаскосу аплодировали больше всех, за исключением разве что Эльдара Рязанова.

Отметим, что особенностью четвертого фестиваля стало обилие представленных на конкурс лент иранских кинематографистов, среди них - полнометражные («Каждая ночь одиночества» Расула Садри Амели и «Ми для мамы» Расула Моллаголипура), а также короткометражки («Пошли, все уснули» Зохре Замани Халафлю и «Может, где-то еще» Давуда Джалили). Кроме того, 18 октября в рамках внеконкурсной программы сотоялся трехчасовой показ короткометражных документальных и анимационных фильмов молодых иранских кинорежиссеров.

17 октября в рамках фестиваля прошел День татарского кино. Помимо конкурсных фильмов «И раскололся месяц» Батыра Баишева о татарском богослове начала прошлого века Мусе Бигиеве и «Трехногой кобылы» Нурании Замалеевой по книге Айдара Халима, зрители смогли посмотреть «Сто лет татарскому театру» Салавата Юзеева, «Решение Алмуш-хана» Ильсияра Ибрагимова, «Азан в душе» Энвера Габдрахманова, «Три письменности татарского языка» Рината Юзеева и его же «Муса Джалиль. Возвращение поэта». Кинопроизведения посвящены деятелем культуры и науки, а также исламу.

Как самостоятельный участник на фестивале выступила Северная Осетия, которая подготовила для внеконкурсной программы 20-минутный фильм Мадины Тезиевой «Али Шогенцуков».

Россия представила «Возвращение Ихсана» Андрея Шелкова и документальный фильм «Гамаль Абдель Насер» Алексея Аленина. По мнению корреспондента "Росбалта", авторы картин являются приверженцами современной кинематографической моды, именно поэтому назвали ленты по именам главных героев.

Швейцарская кинематографистка Аида Шлепфер привезла на "Золотой Минбар" «Банды Багдада» (ученическая работа, составленная из ряда интервью жертв похищений ради выкупа), от Палестины представлен фильм «Я в Иерусалиме», также зрители смогут увидеть картину норвежско-канадского производства «На натянутом канате».

В составе жюри "Золотого Минбара" - 11 известных кинематографистов. «Я очень люблю Казань, которая на протяжении веков была духовным центром русской Азии, - заметил на пресс-конференции председатель жюри Болотбек Шамшиев. - Я благодарен Казани еще и за то, что именно здесь впервые были опубликованы стихи моего отца». Критериями оценки фильмов, как пояснил Шамшиев, станут «художественные достоинства, позиция автора, служение процветанию и прогрессу». И хотя «у нас светское жюри и светский фестиваль, мы должны находить образ светлости и чистоты», стараясь рассмотреть представленные ленты «с позиции веры». «Мы отметим самый хороший фильм, но с учетом того, что это — исламский фестиваль», - подчеркнул Шамшиев.

Действительно, минбар, давший название международной киноакции, - это кафедра проповедника в мечети. Именно поэтому от религиозной составляющей не уйти, тем более что многих участников и почетных гостей привлекло наличие слова «мусульманский» в названии мероприятия. «Я вообще не слышал, что существуют исламские кинофестивали», - удивился член жюри из Индии, актер Джаавед Джаафери. По его словам, власть кино над людьми в его стране настолько велика, что через кинематограф «мы можем заставить их правильно понимать ислам».

«Фестиваль улучшит представление об исламе», - выразила надежду и египтянка Абдель Хамид Фардус. О необходимости показать миру истинное, а не террористическое лицо ислама, говорил иранский кинематографист Реза Мир-Карими. «К сожалению, людям не предоставляют правдивую инфомацию о других людях и странах, и особенно это касается мусульманского мира, - отметил он. - Самый замечательный способ представить культуру и менталитет людей, живущих в разных культурах — это кинематограф». Мир-Карими добавил, что «российский и иранский народ имеют много общего в своей истории и не забудут этого никогда».

«Я всегда мечтал увидеть Казань, знакомую мне по фильмам «Иван Грозный» и «Андрей Рублев», - поведал член жюри из Германии Ханс-Иохим Шлегель. - Мы живем во время, когда все народы мира нуждаются в духовности, в эпоху рыночного материализма». По его словам, все верующие нуждаются в духовном объединении. «Надеюсь уехать отсюда по-прежнему христианином», - рискованно пошутил Шлегель. А режиссер Алла Сурикова порекомендовала привлекать к участию в фестивале больше комедийных фильмов, выразив надежду, что со временем «будет смеяться весь мусульманский мир».

«Фестивалю придается очень большое значение, в том числе руководством Госдумы, - добавила депутат Государственной думы Елена Драпеко. - Градус общемировой ситуации очень зависит от происходящего в мусульманском мире. Смотря представленные здесь фильмы, мы можем понять, о чем думают народы, живущие в мусульманском пространстве». По ее мнению, важно, чтобы в фестивальных лентах были высказаны «идеи добра и мирного сосуществования цивилизаций».

Яна Амелина