Posted 23 октября 2008,, 15:36

Published 23 октября 2008,, 15:36

Modified 1 апреля, 20:08

Updated 1 апреля, 20:08

Кого утянут сети

23 октября 2008, 15:36
Торговые сети в ЮФО оказались весьма чувствительны к кризисным явлениям в экономике. В этой отрасли уже начались качественные перемены. По мнению аналитиков, выживут самые сильные, а тех, кто слабее, ждет поглощение или банкротство.

Торговые сети оказались весьма чувствительны к кризисным явлениям в экономике. В этой отрасли уже начались качественные перемены.
«Давление» кризиса российский ритейл испытывает с двух сторон. Торговая деятельность тесно связана с банковским кредитованием, потребляя значительные капиталовложения. К осени 2008 года сектор розничной торговли уже накопил значительные объемы долгов, а нынешнее удорожание денег может повлечь волну банкротств. В непростой ситуации оказались те компании, у которых наступила пора рефинансирования кредитов. Банки не выдают денег, и ритейлу приходится искать пути выживания.

Уровень платежеспособности достиг минимальных значений еще в прошлом году. Наметилась нехватка оборотных средств для погашения краткосрочных обязательств. Нарастание чистых долгов неизбежно поставило бы под вопрос дальнейшее кредитование отрасли банками. Очевидно, что отечественные ритейлеры работали на «будущее» и надеялись окупить расходы перспективными доходами от расширения своей сети.

Наступление кризиса обнажило проблему и поставило под вопрос финансовое состояние компаний.

Вторая часть проблем заключается в снижении покупательной способности населения. В разных сферах экономики происходят сокращения работников и снижения зарплат. Покупатель переходит к экономии в тратах, а это сказывается, прежде всего, на продажах непродовольственных товаров. Так, продажи сотовых телефонов в кредит на российском рынке упали на 35%. Снизились и сами цены на мобильники. Свою лепту в ухудшение условий торговли внесли и банки, сокращающие экспресс-кредитование.

Выход из сложной финансовой ситуации ряд компаний видит в оптимизации расходов. Это выражается, в частности, в замораживании проектов по расширению. Это те проекты, которые были рассчитаны на несколько лет вперед, но затраты на них еще не начались. Второй путь – сокращение расходов на персонал. Ряд федеральных сетей, имеющих отделения в ЮФО, уже начали этот процесс.

Х5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток») намерена до конца года сократить до 2% от общего числа сотрудников. Увольнения коснутся, прежде всего, офисного персонала. Сокращения сотрудников в отделах развития, финансов, вспомогательного персонала в региональных офисах достигнут 30% от числа работающих в них. Гендиректор Х5 Retail Group Лев Хасис пообещал, что часть уволенных будет переведена в разряд линейного персонала и получит работу в магазинах компании.

О сокращении числа работников на несколько процентов объявила и «Евросеть». Сейчас в компании на четыре продавца приходится один офисный сотрудник. Увольнения приведут к соотношению десять к одному.

В Волгограде стала известна точная цифра увольняемых работников в «Эльдорадо – Нижняя Волга»: 35 человек. Аналогичные сокращения могут произойти и у других продавцов бытовой техники. Выставленным за дверь сотрудникам нелегко будет найти новое место работы – масштабные сокращения начались сразу на нескольких предприятиях города. «Белые воротнички» невысокой квалификации становятся наименее востребованной категорией работников.

Прибегают компании и к более сложным финансовым маневрам. Х5 Retail Group предлагает закредитованным поставщикам работать по предоплате, если они сделают скидки на свой товар. Так реализуется антикризисная схема «дешевые товары – быстрые деньги». Снижение цен, по данным аналитиков, может достичь 30–50%.

Гендиректор крупнейшей торговой сети в ЮФО «Магнит» Сергей Галицкий заявил, что готов платить поставщикам вперед – в обмен на 30-процентную скидку. И это притом, что до сих пор за предоплату можно было получить скидку не более 3–5%.

Такие скидки немыслимы в сфере поставок IT-оборудования. Поэтому дистрибуторы компьютерной техники и телекоммуникационного оборудования намерены установить с партнерами новые правила работы. Но «условия» перемен тоже фактически выставила розница. Если у производителей отсрочка платежа за товар составляет 30–40 дней, то у розничных сетей – от 90 до 120 дней. Поэтому при размещении заказа для федеральных сетей дистрибуторы просят у производителей увеличения срока товарного кредитования. Такое решение принято на антикризисной встрече дистрибуторов России, состоявшейся 30 сентября. Кроме того, у дистрибуторов намечается снижение уровня зарплат.

Тем самым, торговые сети, падающие в финансовую яму, тянут за собой средних и небольших поставщиков.

Кризис ликвидности по-разному отразится на различных сетях. Наиболее слабый розничный бизнес будет выставлен на продажу под угрозой разорения. Кто-то в нынешних условиях лишь замедляет темпы своего развития. Например, торговая сеть «В двух шагах» в Ростове-на-Дону, по словам владельца Андрея Холопова, замораживает минимум на полгода выход на соседние рынки. Наиболее сильные игроки консолидируют средства и переориентируют их на другие направления.

X5 Retail Group перестала финансировать лишь те оъекты, которые были намечены к открытию в 2010–2011 годах. «Мы откладываем долгосрочные дорогостоящие проекты, - подчеркивает финансовый директор X5 Евгений Корнилов, – чтобы консолидировать доступные компании ресурсы и более выгодно использовать их в условиях ожидаемого снижения стоимости коммерческой недвижимости и строительства, а также неминуемого появления привлекательных возможностей для присоединения ритейлеров, испытывающих финансовые трудности».

Действительно, иногда проще скупать уже имеющиеся торговые площади, чем строить новые.

Аналитики и участники рынка считают неизбежными процессы укрупнения ритейла, в том числе с участием мощных иностранных игроков. При этом выживут самые сильные, а тех, кто слабее, – ждет поглощение или банкротство.

«Конфигурация рынка поменяется, - предсказывает судьбу «сотового» ритейла бывший акционер «Евросети» Евгений Чичваркин. – Думаю, до конца года не останется ни одного независимого ритейлера. Крупные компании, скорее всего, продадут значительные пакеты акций сотовым операторам».

Западные игроки, которые идут на российский рынок, – это Metro Cash & Carry, Media Markt (Metro AG), Real, Auchan, Wal-Mart, Carrefour. Но пока они контролируют сравнительно небольшие доли рынка в России, и в ЮФО в том числе. Конкурентами иностранных ритейлеров выступают X5 Retail Group, «Магнит» и «М-Видео».

Если посмотреть на структуру ритейла внутри России, то стойкими окажутся гипермаркеты и дискаунтеры. Устойчивость крупных гипермаркетов обусловлена их принадлежностью большим компаниям. Мелкие дискаунтеры смогут выжить благодаря малым затратам на содержание помещений и низким ценам. Владелец дискаунтерной сети на Юге страны «Магнит» Сергей Галицкий отмечает, что в его магазины перетекает потребитель из дорогих сетей. К концу года «Магнит» ожидает увеличения оборотов.

В ситуации денежных долгов и падения покупательского спроса самая слабая позиция – у средних супермаркетов. Именно они и пойдут на распродажу. Возможно, эти процессы созвучны социальному кризисному явлению – «размытию» среднего класса.

События в торговой сфере говорят о том, что рынок «переформатируется». Большие компании рассчитывают пережить кризисные времена и выйти из них еще более усилившимися за счет конкурентов. В настоящее время сильные игроки «дорабатывают» проекты, начатые до кризиса, намечают планы по присоединению «мелкоты» и готовятся к посткризисным временам.

В планах Metro Group по-прежнему числится открытие трех гипермаркетов Real на Юге России. Первый из них – в Ростове-на-Дону – достраивается и запланирован к открытию на конец 2009 – начало 2010 года.

С администрацией Ставропольского края компания Metro Cash&Carry в начале октября договорилась о строительстве нового торгового центра в регионе Кавказских Минеральных Вод. Предварительно инвесторы остановили свой выбор на Пятигорске.

Шведский концерн IKEA подыскивает площадку для строительства своего торгового центра в Астрахани. Наиболее вероятным выглядит вариант возведения ТЦ на окраине города и создания «магазина выходного дня».

Кризис меняет структуру розничной торговли, а потенциал роста отрасли еще не исчерпан.

Дмитрий Ремизов