Posted 23 октября 2008,, 11:39

Published 23 октября 2008,, 11:39

Modified 1 апреля, 20:08

Updated 1 апреля, 20:08

О чем говорят с «Минбара»

23 октября 2008, 11:39
IV Международный фестиваль мусульманского кино «Золотой минбар», завершившийся в Казани, переживает нелегкие времена. Эксперты полагают, что он может утратить привлекательность в глазах потенциальных участников, а затем и вовсе прекратить свое существование.

IV Международный фестиваль мусульманского кино «Золотой минбар», завершившийся в Казани, переживает нелегкие времена. Четыре года — достаточный срок, чтобы сделать и организационные, и концептуальные выводы, необходимые для перехода на новый уровень. В противном случае единственный в мире фестиваль, посвященный мусульманскому кино, может утратить привлекательность в глазах потенциальных участников, а затем и вовсе прекратить свое существование.

«Минбару» необходимы не только качественные, но и количественные изменения. Если в прошлогоднем кинематографическом состязании участвовали 49 художественных и документальных фильмов, то в нынешнем — только 34 ленты, тогда как с первого по третий «Золотой минбар» количество конкурсных работ неуклонно увеличивалось. Зато, если в 2007 году приз международной организации «ТЮРКСОЙ» «За вклад в развитие кинематографии тюркского мира» вручался при полном отсутствии турецких фильмов в программе фестиваля, в текущем октябре Турция отметилась слабоватой короткометражкой Мехмета Кан Мертоглу «Наклон» о жизни глазами санитара бедной городской больницы.

Кстати, только приз, доставшийся норвежско-канадской ленте «На натянутом канате» о жизни уйгуров в Китае, и награда соучредителя фестиваля, телерадиокомпании «Исламский мир» за вклад в дело исламского просвещения (ее вручили татарстанскому документальному фильму о жизни богослова Мусы Бигиева «И раскололся месяц...», которая в кинематографическом плане настолько слаба, что один из авторов сценария, директор Института истории АН РТ Рафаэль Хакимов, вовсе отрицает свою причастность к ленте) в этом году имели денежное выражение. Все остальные лауреаты, в том числе и обладатели гран-при, довольствовались лишь золотой статуэткой. Как пояснил «Росбалту» генеральный директор «Золотого минбара», глава «Исламского мира» Зауди Мамиргов, причина этого в отсутствии средств. Что будет в 2009 году - пока неизвестно.

Между тем, на итоговой пресс-конференции членов жюри иранский режиссер Реза Мир-Карими прямо заявил о том, что для привлечения сильных фильмов нужно «продумать вопрос призовых». Вместе с коллегами он подверг критике уровень фильмов, представленных на нынешний «Золотой минбар». По мнению известного кинематографиста, отбирая ленты для участия в фестивале, не следует ориентироваться исключительно на «мусульманский» критерий, забывая о качестве картины. «Мне кажется, при отборе фильмов больше внимания уделялось тому, сняты ли они в мусульманской стране, посвящены ли проблемам мусульман», - констатировал Реза Мир-Карими.

По словам российского киноведа Виты Рамм, в Казани «были представлены несколько фильмов, которые сделали бы честь любому международному кинофестивалю», однако при подготовке пятого фестиваля организаторам стоило бы извлечь уроки из ошибок предыдущих лет, повторяющихся из года в год. «Главное пожелание — фестивалю следует определиться, какова его цель: собирать именно мусульманские страны или все фильмы разных стран, где снимается кино, затрагивающее проблемы мусульман, - считает Вита Рамм. - Если «Золотой минбар» - не фестиваль религиозного кино, то знаменитая лента «Кус-кус и барабулька» должна быть показана тут».

Как пояснили члены жюри, ее не допустили к участию в конкурсе из-за нескольких постельных сцен, по мнению отборщиков, несовместимых с понятием мусульманского кино. «Это не испортило бы картину фестиваля, тем более что мы находимся в светской республике», - поддержала коллегу кинодокументалист Марина Разбежкина. «Его не взяли потому, что фильм этот — старый», - примирительно заметил другой член жюри, кинематографист из Казахстана Ногербек Рамазанулы. Вопрос подачи любовных сцен имеет большое значение, отметил он, призвав определиться, является ли «Золотой минбар» фестивалем мусульманского кино или исламских ценностей? Исходя из этого, следует формировать отборочную политику и конкурсную программу. Добавим, как и подбор ведущих, почетных гостей для торжественных церемоний открытия и закрытия фестиваля. Какое отношение к мусульманскому кино имеют Жанна Эппле, Анастасия Заворотнюк или Андрей Соколов, сыгравший в свое время в «Маленькой Вере», совершенно не понятно. К счастью, исламские кинематографисты не знали никого из этих кинодеятелей и не поняли постоянно звучавших со сцены назойливых и неуместных шуток об осведомленности желтой прессы о личной жизни самой известной в России «няни». «Минбар — это место в мечети, откуда имам читает свои проповеди, - достаточно жестко напомнил индийский актер Джаавед Джаафери. - Это — огромная ответственность».

Судя по заявлениям, Вита Рамм и Марина Разбежкина также разочарованы качеством представленных на фестивале документальных фильмов. «Не надо жалеть деньги на работу качественных отборщиков», - обратилась к организаторам фестиваля Разбежкина, напомнив известный анекдот о секрете вкусного чая. По ее словам, бывая на многих международных кинофестивалях, она не понаслышке знает о существовании «великолепного документального кино из разных мусульманских стран». На «Минбаре» же его «уровень был ниже среднего». Действительно, скучнейшие фильмы, снятые в стилистике семидесятых с тягучими стэндапами и невнятным сюжетом, названные по имени главных героев, не способные привлечь внимание ни специалистов в киноискусстве, ни, тем более, массового зрителя. На общем фоне заметно выделялась «Запрещенная ложь» австралийского режиссера Анны Бройновски, ставшая по итогам фестиваля лучшим неигровым фильмом и получившая специальный приз Гильдии кинокритиков и киноведов - черного слона - «за новизну языка». Ногербек Рамазанулы также заметил, что работа отборщиков должна быть более тщательной, поскольку в конкурсной программе одновременно присутствовали как абсолютно профессиональные, так и совершенно любительские ленты.

Зато качественные картины - блистали, определяя выбор жюри. «Я доволен программой, представленной на «Золотом минбаре», - отметил его председатель Болотбек Шамшиев. - Мне понравился фестиваль, он имеет большое будущее. Распределяя призы, жюри было практически единодушно. Награды «Золотого минбара» получили картины, полностью соответствующие главной мысли, заложенной в девизе фестиваля - «От диалога культур к культуре диалога». Гран-при за лучший игровой полнометражный фильм разделили индийская историческая лента «Джодха и Акбар» и иранская религиозная драма «Ми для мамы». Актер Ритик Рошан, сыгравший главного героя в «Джодхе и Акбаре», также получил приз за лучшую мужскую роль, а воплотившая на экране главную героиню иранской картины Гольшифте Фарахани - за лучшую женскую, причем уже не в первый раз.

Лучшим режиссером признан иранец Расул Садр Амели, поставивший религиозную мелодраму «Каждая ночь одиночества». «Ислам - это доброта, терпимость, это не война и не вражда, - заявил он под гром аплодисментов. - Кино - лучший способ показать зрителям всего мира ценности ислама. «Золотой минбар» способствует единению людей разных вер и национальностей».

Иранское кино, представленное на нынешнем «Минбаре» четырьмя конкурсными фильмами, выделяется драматичными сценариями, прекрасной игрой актеров и, главное, глубоким религиозным духом, столь нехарактерным для других коллег-конкурентов. Именно такое искусство является, по словам Ленина, важнейшим — в данном случае, в деле пропаганды мусульманских ценностей.

Эдуард Ситдиков, снявший ленту «Трехногая кобыла» по одноименной автобиографической повести Айдара Халима, получил приз за лучшую операторскую работу. Зрители встретили известие об этом бурными аплодисментами. Лента, снятая на средства Ильхама Сафиуллина, также выступившего продюсером картины, повествует о жизни в татарской деревне в тяжелые военные годы. По сравнению с татарстанским кинофильмом «Дилемма», представленным на «Минбаре» в прошлом году, «Трехногая кобыла», безусловно — шаг вперед как в кинематографическом, так и в идейном плане. «Татарского кинематографа пока нет, - подчеркнул Айдар Халим. - В отличие от него, татарская литература имеет тысячелетние корни. Используя ее достижения, можно создать тысячи шедевров». В первую очередь татарское кино должно раскрывать трагические пути татарского народа, полагает он. Тем не менее, бесконечное возвращение к событиям давней и недавней истории чревато тем, что татарской кинематографии будет закрыт путь на большой экран. Даже хорошо снятая «Кобыла», в которой снялись талантливые актеры, является, по сути, «одноразовым» дидактическим фильмом из школьной программы. Вряд ли кто-то станет его пересматривать, а тем более искать в этой ленте ответы на основополагающие вопросы бытия. В этом - главное отличие татарстанской картины от, например, иранской «Ми для мамы».

Президент Татарстана на закрытии фестиваля отсутствовал, так же, как и на его открытии. Раньше такого не бывало, а поскольку никто из высшего руководства республики, за исключением министра культуры Зили Валеевой, тоже не пришел, это существенно снизило значимость мероприятия. Положение не исправила даже почетная гостья четвертого «Золотого минбара», французская актриса Изабель Аджани, которая, впечатлившись толерантностью казанцев, предложила выдвинуть Казань на Нобелевскую премию мира. Похоже, что организаторам предстоит сделать серьезные выводы, иначе в будущем году на фестивале будут соревноваться исключительно начинающие кинематографисты со своими ученическими работами.

Яна Амелина