Posted 30 октября 2008,, 08:13

Published 30 октября 2008,, 08:13

Modified 1 апреля, 20:03

Updated 1 апреля, 20:03

Ми-8: между небом и землей

30 октября 2008, 08:13
Согласно статистике, вертолеты марки «Ми» занимают 17% рынка винтокрылых бортов с турбовальными двигателями. Конструкторы заявляют, что это одна из надежных машин. Тем не менее, катастрофы с их участием происходят все чаще.

Согласно статистике, вертолеты марки «Ми» занимают 17% рынка винтокрылых бортов с турбовальными двигателями. Конструкторы заявляют, что это одна из надежных машин. Тем не менее, катастрофы с их участием происходят все чаще.

На днях Республика Татарстан простилась с четырьмя погибшими членами экипажа вертолета Ми-8, потерпевшего крушение на окраине города Казани. Гражданская панихида и траурный митинг прошли в доме культуры Казанского вертолетного завода, сотрудниками которого являлись пилоты. Члены экипажа похоронены на кладбище «Сухая река», расположенном на окраине столицы республики.

Соболезнования родственникам погибших и коллективу предприятия прислали президент Татарстана Минтимер Шаймиев, премьер-министр Рустам Минниханов, а также коллеги-авиастроители из разных регионов России.

Пилоты совершили подвиг

Сообщение о падении вертолета в Зеленодольском районе Татарстана поступило в воскресенье, 26 октября, в 14.07 мск. Вертолет летел со стороны поселка Юдино в сторону Казани. По свидетельствам очевидцев, над селом Новая Тура воздушное судно «закрутило», оно «перевернулось через себя» в воздухе и рухнуло на дорогу на окраине коттеджного поселка в нескольких метрах от домов.

На месте аварии погибли четыре человека: командир вертолета Петр Чумаков (56 лет), штурман Борис Макаренко (55 лет), бортинженер Фарид Хуснимарданов (43 года), ведущий инженер Максим Иванков (35 лет).

По словам специалиста МЧС Дмитрия Хамли, «пилоты совершили подвиг, так как не покинули аварийную машину, а посадили ее на пятачке между сельскими домами, не допустив жертв на земле». «Не повреждены ни газопровод, ни высоковольтная ЛЭП, расположенные всего в 2-5 метрах», - отметил он.

Одному из членов экипажа удалось спастись – Ринат Галимов выпрыгнул с парашютом из кабины (с высоты примерно 70 метров) до падения вертолета. Пострадавший был доставлен в республиканский научно-исследовательский центр «Восстановительная травматология и ортопедия» с подозрением на компрессионный перелом позвоночника.

По сообщению пресс-службы приволжского следственного управления на транспорте СКП РФ, Галимов был допрошен в качестве свидетеля. Пилот отметил, что 26 октября в 14.00 мск он вместе с экипажем вылетел с аэродрома ОАО «Казанский вертолетный завод» для облета воздушного судна по запланированному маршруту. «Через пять-семь минут после взлета на высоте около 300 метров экипаж почувствовал сильный крен, вертолет потерял управление и резко начал снижаться, - уточнили в управлении. - Командир экипажа Петр Чумаков дал команду покинуть воздушное судно, и Галимов покинул вертолет через дверь второго пилота».

Пилот подтвердил информацию о том, что вертолет был новый и совершал плановый облет. Он добавил также, что парашюты были у всех членов экипажа, но они не успели ими воспользоваться.

В настоящее время комиссия Казанского вертолетного завода приступила к расследованию причин катастрофы Ми-8. Специалисты рассматривают две версии катастрофы: отказ оборудования вертолета, либо неправильная эксплуатация воздушного судна экипажем корабля.

Кроме того, проводится расшифровка «черного ящика», который, по данным МЧС, «находился в хвосте воздушного судна и поэтому не пострадал».

По факту крушения вертолета Нижегородское МРСО ПСУ на транспорте возбудило уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта).

Власти Казани и руководители городских служб оказывают необходимое содействие родным и близким погибших и пострадавших в результате ЧП. Как сообщает официальный портал мэрии города, соответствующее распоряжение сделал глава Казани Ильсур Метшин на «деловом понедельнике».

Более того, мэр выразил соболезнования родным погибших при взрыве на Казанском пороховом заводе и при крушении вертолета Ми-8МВТ в районе поселка Новая Тура недалеко от Казани.

Ми-8 в деталях

Ми-8 — многоцелевой вертолет, разработанный ОКБ Миля в начале 1960-х годов. Он широко используется для выполнения множества гражданских и военных задач и является самым распространенным вертолетом в мире. Ми-8 используется более чем в 50 странах. По данным СМИ, всего выпущено более 12 тыс. таких бортов.

Ми-8 стоит применялся практически во всех военных конфликтах после 1970 года, кроме войны за Фолклендские (Мальвинские) острова. Советская армия начала эксплуатацию Ми-8 с 1965 года, а немного позже он стал поставляться в ВМФ, силовые структуры и правительственные службы.

Модернизация Ми-8, завершившаяся в 1980 году, привела к созданию усовершенствованного варианта этой машины — Ми-8МТ (при поставках на экспорт — Ми-17), который отличается более тяжелым вооружением. Ми-17 не столь широко распространены, используются примерно в 20 странах.

В 1991 г. началось производство новой модификации Ми-8АМТ (экспортный вариант называется Ми-171). Эта модификация ориентирована на гражданское/транспортное применение.

Однако стоит отметить, что несмотря на все усовершенствования и доработки, катастрофы Ми-8 происходят каждый год. При крушении воздушного судна погибли замминистра МВД РФ генерал-полковник Михаил Рудченко и заместитель главкома Внутренних войск МВД РФ генерал-лейтенант Николай Гаридов (27 января 2002 года), губернатор Красноярского края Александр Лебедь (28 апреля 2002 года) и губернатор Сахалинской области Игорь Фархутдинов (20 августа 2003 года).

29 сентября 2008 года в суданской провинции Южный Дарфур потерпел катастрофу вертолет Ми-8, который занимался перевозкой продовольствия для подразделений миротворцев ЮНАМИД (миротворческая миссия ООН и Африканского союза в Дарфуре). Вертолет принадлежал частной суданской авиакомпании и был зафрахтован ООН. В катастрофе погибли трое граждан России.

В большинстве случаев эксперты называют причиной аварий Ми-8 «человеческий фактор» - ошибку пилотов. Однако до сих пор остается неясным вопрос, почему уровень развития науки и техники в ХХI веке допускает, чтобы экипаж воздушного судна не справлялся с управлением?

Дворовенко Полина