Posted 20 ноября 2008,, 20:59

Published 20 ноября 2008,, 20:59

Modified 1 апреля, 19:47

Updated 1 апреля, 19:47

Дважды оправданный

20 ноября 2008, 20:59
Присяжные, как и год назад, вынесли оправдательный вердикт Константину Братчикову, обвиняемому в организации убийства Игоря Климова - руководителя оборонного холдинга "Алмаз-Антей", офицера СВР и бывшего сотрудника администрации президента.

Присяжные, как и год назад, вынесли оправдательный вердикт Константину Братчикову, обвиняемому в организации убийства Игоря Климова - руководителя оборонного холдинга "Алмаз-Антей", офицера СВР и бывшего сотрудника администрации президента.

Константин Братчиков, по версии следствия, является заказчиком двух убийств: 6 июня 2003 года на Крымском валу в Москве преступники застрелили Игоря Климова, а 9 октября 2003 года зарезали в подъезде дома в Санкт-Петербурге акционера ОАО «Проммашинструмент» Елену Нещерет.

Сразу же после этого знакомые Климова заявили на допросах, что считают организатором нападений Константина Братчикова. Позже один из них объяснил свою версию и автору этих строк. По его словам, в свое время преподаватель Ленинградского технологического института Борис Переверзев решил заняться бизнесом. Он пригласил к себе в компаньоны двух выпускников этого вуза, сокурсников Игоря Климова и Константина Братчикова.

В 1993 году они создали на базе Ленинградского инструментального завода ЗАО «Измерон». Предприятие было полностью убыточным. Тогда Переверзев купил технологии по производству инструментов для ремонта газовых и нефтяных скважин, выпуск которых к 1995 году и наладил «Измерон».

Для сбыта продукции была создана фирма «Проммашинструмент», которую возглавила Елена Нещерет, человек, чрезвычайно преданный Игорю Климову. Под ее руководством удалось наладить сбыт продукции «Измерона». «Проммашинструмент» также занялся реализацией оборудованиея, выпускаемого и другими российскими предприятиями.

В те времена проводились преимущественно бартерные сделки. С «Проммашинструментом» обычно расплачивались бензином, поэтому фирма вскоре стала игроком на топливном рынке Петербурга. Компаньоны сначали проявлять интерес и к заводу имени Шаумяна - крупному производителю ГСМ. Но тут три партнера поругались друг с другом - между ними начались ссоры, потом они вообще перестали общаться.

По словам собеседника «Росбалта», закончился этот конфликт печально для всех. Борис Переверзев вынужден был отойти от дел, а потом загадочно погиб. По официальной версии, 12 сентября 2001 года он вышел из своего дома и выстрелил в себя из охотничьего ружья. Как отмечал источник , после этого Константин Братчиков стал общаться с какими-то криминальными личностями, а Игорь Климов предпочитал поддерживать отношения с сотрудниками спецслужб. В частности, он еще со студенческих пор хорошо знал Виктора Иванова.

После многочисленных ссор оставшиеся компаньоны решили поделить все активы. Климову перешли «Измерон» и «Проммашинструмент», а Братчикову - ОАО «Химинвест», контролировавшее завод имени Шаумяна. Последний актив, впрочем, оказался очень проблемным. Братчиков, почувствовав себя обманутым, начал требовать у Климова доли и в других предприятиях.

«Константин даже приезжал к главе «Проммашинструмент» Елене Нещерет, требовал у нее учредительные документы общих их с Игорем предприятий, - отметил собеседник агентства. - Но Елена, как и попросил Климов, просто выставила Братчикова. Он остался ни с чем, был зол на всех своих бывших партнеров и подчиненных».

Однако, кроме показаний знакомых Климова, у следователей не было никаких других доказательств вины Братчикова. Кроме того, во время убийств предприниматель вообще находился за границей. Арестовать удалось только исполнителей убийств, которые в разное время были приговорены к крупным срокам.

Руководитель банды киллеров Евгений Маньков, получивший пожизненный срок, неожиданно начавший сотрудничать со следствием, дал следующие показания: убийства Климова и Нещерет через преступного «авторитета» Станислава Тюрина «заказал» Константин Братчиков. После этого Верховный суд РФ заменил Манькову пожизненное заключение на 25 лет колонии.

Основываясь на показаниях киллера, в 2006 году сотрудники прокуратуры арестовали Константина Братчикова и Станислава Тюрина. Братчиков тут же выдвинул свою версию случившегося. Якобы он получил информацию, что это Климов и Нещерет намерены с ним расправиться, рассказал об этом Тюрину, а тот воспринял беседу как призыв к действию.

Год назад в Мосгорсуде присяжные полностью оправдали обвиняемых. Верховный суд отменил данный вердикт, но к тому времени Тюрин и Братчиков уже успели скрыться. Последний позже был задержан в Эквадоре, а в марте этого года его отправили в Россию без процедуры экстрадиции. Адвокаты бизнесмены расценивают это как похищение. К тому времени в Мосгорсуде уже вовсю шел повторный процесс по делу, правда, в отсутствие обвиняемых. Одно из свободных мест на скамье и занял Братчиков.

Обвинение на суде почти с точность повторило версию, высказанную во время первого процесса: у Братчикова произошел конфликт с Игорем Климовым и Еленой Нещерет на почве раздела бизнеса, тогда он «заказал» их убийство. Для этого Братчиков обратился к своему знакомому Станиславу Тюрину, а тот свел его с Евгением Маньковым.

На процессе Братчиков подтвердил, что действительно имел конфликт с Климовым и Нещерет, которые, по словам подсудимого, обманули его на крупную сумму денег. В один момент до Братчикова дошла информация, что экс-партнеры решили его устранить, он рассказал об этом Тюрину. Однако, по его словам, к убийствам он никого отношения не имеет. Главный свидетель обвинения – Евгений Маньков – на процессе неожиданно заявил, что знает о причастности к преступлениям Братчикова только со слов Тюрина.

Адвокаты Братчикова на процессе заявили, что все доказательства следствия не выдерживают никакой критики. Сам уверял, что лишь говорил о своих проблемах Тюрину. Маньков на суде отказался от первоначальных показаний, которые и так вызывали сомнения.

В частности, киллер говорил, что вместе с Братчиковым они следили за Климовым, снимали его на видеокамеру. Но у Братчикова, который долгое время дружил с Климовым, есть целый видеоархив с записями бывшего приятеля. По мнению защитников, вызывает сомнения и названный следствием мотив преступления – к 2003 году весь бизнес уже был поделен между партнерами.

Сегодня в 16.20 присяжные получили от судьи список из 16 вопросов и удалились на совещание, которое продлилось почти до 23.00. Вернувшись из совещательной комнаты, заседатели на вопрос о том, виновны ли Братчиков и Тюрин в организации убийства Климова, дали отрицательный ответ (восемь голосов против четырех). Отрицательно они ответили и на вопрос, связано ли убийство Климова с поездкой в это время Братчикова в Москву. А вот сам факт убийства Климова и Нещерет признан присяжными бесспорным. Предприниматель должен быть освобожден из-под стражи в ночь на пятницу.

«У меня не было сомнений в исходе этого процесса, - заявил «Росбалту» адвокат Братчикова Руслан Коблев. – Они могли появиться, если бы на процессе были отмечены факты фальсификации или грубых нарушений. Но процесс прошел спокойно, несмотря на попытки обвинения представить новые, ранее не фигурировавшие в деле, показания свидетелей и доказательства. Я считаю, что вердикт присяжных вполне закономерен. В случае, если Генпрокуратура вновь обжалует этот вердикт, мой клиент намерен обратиться в Верховный суд, а потом и в Европейский суд по правам человека с иском о его незаконном похищение в Эквадоре».

Александр Шварев