Posted 29 ноября 2008,, 06:45

Published 29 ноября 2008,, 06:45

Modified 1 апреля, 19:41

Updated 1 апреля, 19:41

«Два дерева» и кисва в подарок

29 ноября 2008, 06:45
Стволом одного из «двух деревьев» основных религий РФ называют Российский исламский университет, готовящий будущих муфтиев и богословов. Однако, по мнению экспертов, это не решает проблем, стоящих перед мусульманским образованием в России.

Российский исламский университет (РИУ), готовящий мусульманскую интеллигенцию, будущих муфтиев и богословов в духе традиционного для России ханафитского мазхаба, отметил первое десятилетие. В вузе, пытающемся удовлетворить «потребность в специалистах, изнутри знающих исламский мир», обучаются 450 студентов из 22 регионов России и пяти государств СНГ. «Успехи университета — результат продуманной конфессиональной политики в Татарстане, - отметил, открывая торжества, ректор РИУ Рафик Мухаметшин. - Такой поддержки, какую оказывает нам руководство республики, нет ни в одном другом субъекте РФ».

«Ислам объединяет татарский народ со всем мусульманским миром, - отозвался первый вице-премьер Татарстана Равиль Муратов. - С момента своего появления в Поволжье, ислам оказывает влияние на ход политических событий». Он упомянул о возникшей в девяностых годах прошлого века опасности роста влияния богословов, «далеких от традиций», отметив, что появление вуза не только позволило справиться с этой проблемой, но и способствует преодолению исламофобских настроений и поддержанию межконфессиональной толерантности. «Мы заинтересованы, чтобы на центральных каналах появилась передача об исламе», - добавил Муратов. Более года назад председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин уже публично озвучил эту идею, однако пока она так и не реализовалась.

Посол Саудовской Аравии в РФ Али Хасан Джаафар и временный поверенный в делах Катара Абдулла Мухаммад аль-Дербасти также подчеркнули важность оказываемой РИУ государственной поддержки. «На протяжении веков исламская цивилизация несет человечеству прогресс, науку и распространяет свой свет, несмотря на трудности, которые встречались в истории, - отметил представитель Катара. - Появляются люди, заявляющие о себе как о мусульманах, но не имеющие с исламом ничего общего, распространяются идеи, не свойственные нашей религии. Обязанность каждого мусульманина — раскрыть обществу истинный облик ислама, а также подлинные цели тех, кто стоит за неверным представлением его миру». Генеральный консул Ирана в Казани Реза Багбан Кондори обозначил «обязанность всех исламских государств — духовно и материально помогать этому университету, чтобы он успешно развивался». «Ислам и христианство - два дерева, соседствующие друг с другом в России, и это соседство ведет к мирному сосуществованию», - полагает он.

«Мы хотели возродить Казань как центр ислама (не случайно первый в Российской империи Коран был опубликован именно здесь) и, кажется, нашли такие пути, - констатировал директор одного из учредителей университета - института истории Академии наук РТ Рафаэль Хакимов. - РИУ — яркая звезда, которая согревает нас надеждой на будущее». Татарский богослов, историк и просветитель Шигабутдин Марджани, имя которого носит институт истории, напомнил его директор, соединил в своем творчестве историю и ислам. «Историю татар нельзя отделить от ислама, как и историю России, - продолжил Рафаэль Хакимов. - Ислам — коренная, основная, наряду с православием, религия страны. Православие и ислам — две опоры истории и стабильности России».

Многие, в частности президент Академии наук РТ Ахмет Мазгаров, председатель Духовного управления мусульман РТ Гусман хазрат Исхаков, глава управления по делам религий Турции Али Бардакоглу, не смогли лично поздравить Российский исламский университет, поскольку отправились в хадж.

Президент республики Минтимер Шаймиев хоть и отбыл в Мекку, но также не смог присутствовать на торжествах, так как был занят государственными делами. Встречаясь на следующий день с полпредами Саудовской Аравии и Катара, он поблагодарил их за приезд на «маленький юбилей» РИУ. «Это для нас большое событие, - подчеркнул глава РТ. - Сам факт, что университет оформился, уже готовит кадры – большое достижение. В ходе становления вуза были дискуссии относительно того, каких готовить специалистов. Я считаю, что на данном этапе развития университета мы выбрали правильное решение – молодые люди, которые хотят получить религиозное образование, наряду с ним получают и качественное светское. У нас в России и, в частности, в Татарстане нет еще теологов, нет людей, знающих основы религий настолько, чтобы быть активными членами гражданского общества, а необходимость в таких специалистах огромная».

Али Хасан Джаафар приехал на праздник не с пустыми руками. Он преподнес мусульманам Татарстана часть кисвы — святыни ислама, черного покрывала, которым покрыта Кааба. По словам посла, ранее такого подарка от короля Саудовской Аравии не удостаивался ни один регион России. «Это благодарность саудовского руководства российскому правительству за то, что оно поддерживает мусульман своего государства», - пояснил Али Хасан Джаафар. Фрагмент кисвы размером 1,2 на 0,4 метра с вышитой золотом арабской надписью «Я, Прощающий и Милосердный» будет храниться в мечети Кул-Шариф. «Для верующих это — величайшая святыня, а для нас — просто сувенир из Мекки», - пошутил один из представителей республиканского руководства.

На прошедшей затем научно-практической конференции «Мусульманское образование в России: традиции и перспективы» прозвучали не только славословия в адрес юбиляра, но и критические замечания по общей стратегии. По мнению ректора Московского исламского университета Марата Муртазина, необходимо выработать единые стандарты мусульманского образования, для чего следует объединить усилия всех ведущих исламских вузов постсоветского пространства. Среди проблем, стоящих перед мусульманским образованием в России, он назвал отсутствие достаточного количества подготовленных имамов (около 80% сельских имамов — пожилые люди). «Зимой в большей части России значительная часть мечетей стоит закрытая, - напомнил Марат Муртазин. - Главное — религиозное образование в виде подготовки имамов. Надо давать знания об основных обрядах — и выпускать на работу».

Система исламского образования должна быть самостоятельной частью российской образовательной структуры, считает ректор МИУ, простроенной от начальных до высших учебных заведений: «Чтобы пять раз проводить намаз, не надо заканчивать РИУ». Пока же нормальной системы средних учебных заведений нет, указал Марат Муртазин: «Медресе медресе рознь, де-факто одно из них может претендовать на звание вуза, а другое так и не поднялось с уровня воскресной школы». Он предложил создать совет ректоров исламских вузов СНГ и сообща решать, что с этим делать.

Как заметил «Росбалту» доктор исторических наук Дамир Исхаков, на конференции, к сожалению, не говорили о необходимости развития нового, современного богословия, тогда как бесконечно осмысливать наследие предыдущих поколений означает топтаться на месте. Забыли и о традиционном для дореволюционных татар суфизме, хотя именно это направление богословской мысли и религиозной практики бурно развивается в кавказских республиках. Дамир Исхаков связал отсутствие современных ярких мусульманских мыслителей и богословов с тем, что историческая традиция исламского образования и воспитания в советское время была прервана. В то же время, считает он, постепенно появляются молодые ученые, вполне способные сказать свое слово, так что надежды есть.

На следующий день в РИУ торжественно открылся первый в России Центр исламской экономики и финансов, созданный при поддержке и участии Исламского банка развития (Саудовская Аравия) и Куала-Лумпурской школы бизнеса (Малайзия). Основной его целью является развитие и распространение знаний в сфере исламских финансов и экономики в России и странах СНГ. В связи с кризисом тема несколько конъюнктурная, но интересная и актуальная.

Яна Амелина