Posted 30 ноября 2008,, 11:14

Published 30 ноября 2008,, 11:14

Modified 1 апреля, 19:41

Updated 1 апреля, 19:41

Демилитаризация Генштаба

30 ноября 2008, 11:14
В Петербурге начато создание единого музейного пространства, включающего в себя Зимний дворец, здание Генштаба, Дворцовую площадь и одноименную набережную. На днях Эрмитаж приступил к реконструкции Восточного крыла Главного (или Генерального) штаба.

Эрмитаж приступил к реализации грандиозной программы, предусматривающей включение в единое музейное пространство-действо, помимо Зимнего дворца, также здания Генштаба, Дворовой площади и одноименной набережной. Это - второй по стоимости проект Петербурга после спортивной арены на Крестовском. Планируется, что к 2014 году некогда закрытое для штатских здание станет музеем.

Главный штаб (1820-1830 годы), возведенный по проекту архитектора Карла Росси, - одна из вершин русского ампира. Сегодня крылья здания Штаба поделены между военным ведомством (историческими правопреемниками) и Эрмитажем. Музею восточное крыло здания досталось 15 лет назад.

Освещая подробности проекта реконструкции, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский отметил, что по ее окончании Восточное крыло Генштаба станет не только площадкой для экспонирования искусства XIX-ХХI веков, но и культурно-общественным форумом, задающим тон существования Дворцовой площади.

Михаил Пиотровский отметил, что военные не препятствуют реализации проекта. «Нас устраивает соседство. Есть идея создать в военном крыле музей Российской гвардии», - заметил он. По словам директора, к проекту реставрации восточного крыла очень долго не решались подступиться. Дело в том, что перед проектантами стояла сложная задача - приспособить, по сути, коммунальную квартиру (в здании размещались, наряду с министерскими помещениями, квартиры, поликлиника, хранилища) в комфортный музей-форум.

С одной стороны — это чисто техническая задача: чтобы каждую экспозицию можно было представить в лучшем свете, картины требуют разного освещения. С другой - одновременно с этим нужно было создать «нечто в той же культуре, что и Эрмитаж», так как здание Штаба связано с ним генетически. Это - анфилады, барочные перспективы, висячие сады и большие выставочные залы, освещенные верхним светом, - пояснил один из авторов проекта архитектор Олег Явейн ("Студия 44"). Он заверил, что здание после реконструкции внешне не изменится, не будет ничего контрастирующего со старым, это будет «тонкая хирургическая операция». В планах нет и масштабной реконструкции углубленной инженерии, поскольку в данном проекте проектанты намерены избегать раскопок вблизи исторического здания.

Планы и сметы

В настоящее время генподрядчик (компания «Интарсия») приступил к реализации первого этапа проекта - реконструкции двух из пяти дворов, ближайших к Дворцовой площади и Певческому мосту. Предстоит реконструировать 30 тыс. квадратных метров из 64 тысяч (общая площадь нового здания). Завершить первую очередь планируется в четвертом квартале 2009 года. К этому времени должны будут введены в строй все инженерные системы, а также реставрирована значительная часть исторических интерьеров, помещений информационного центра и лектория.

Гендиректор «Интарсии» Виктор Смирнов сообщил, что их компания приступила к подготовительным работам: ведется расчистка внутридворовых территорий, идет работа с фундаментом. Организован мониторинг технического состояния здания. Пока трещин не выявлено, констатировал генподрядчик. В качестве консультантов привлечены западные специалисты, имеющие подобный опыт.

Как сообщил заместитель генерального директора Фонда инвестиционных строительных проектов Санкт-Петербурга (Всемирный банк) Вернер Панов, бюджет первой очереди проекта составляет 4,5 млрд рублей, 49% из которых взял на себя Всемирный банк и 51% - Правительство РФ (в лице Минкультуры РФ). Он заверил, что финансирование проекта на этот год обеспечено, лимиты следующего года «также будут содержать необходимую сумму».

Скромный гений Росси

Археологи под ногами строителей «болтаться» не будут – старых фундаментов там нет. И все благодаря Росси, который вычистил территорию в свое время. Олег Явейн заметил, что «идеи Росси будут восстановлены и развиты». Росси — не так прост, как кажется. И в этом его гениальность. Он сложно проектировал. И отнюдь не так, как считалось раньше: будто бы Карл Иванович все заранее продумывал, сразу создавая законченный проект. Строил по ясной идее, которая у него к началу строительства, якобы, созревала окончательно.

Нет, утверждает Олег Явейн, некоторые повороты, детали у него рождались в процессе самой работы. Так, мысль об арке подоспела к самому концу строительства. Архитектор обращает внимание на то, что объемы Главного штаба, «с одной стороны – ясная геометрия, с другой – много поворотов, появившихся во время строительства». Росси не так прямолинеен, как некоторые архитекторы. У него есть помещения неправильной геометрической формы.

Этажи культуры

Если задуманные планы будут реализованы без задержек, то к 2014 году, основная часть постоянной музейной экспозиции расположиться во внешних анфиладах на 2-м, 3-м, 4-м и 5-м этажах.

Первый этаж будет отдан информационному центру, гардеробам и билетным кассам. Второй - будет «специализироваться» на декоративно-прикладном искусстве XIX века. Парадные интерьеры третьего этажа «примут» коллекцию живописи и скульптуры 1800-1860 годов - от неоклассики и романтизма до салонного искусства. Здесь же предусмотрены помещения для музея Фаберже. Под полотна импрессионистов и постимпрессионистов из знаменитого собрания Сергея Щукина и Ивана Морозова отдаются помещения четвертого этажа. Особенностью этих комнат является их естественное освещение за счет реконструкции фонарей Росси, расположенных на крыше здания и «протыкающих» перекрытия.

Как рассказал Олег Явейн, фонари – это идея, почерпнутая из зарубежного музейного мира. У нас утеряна культура работы с естественным светом, но именно под него писались картины. Уникальный россиевский чердак решено реставрировать и просто наслаждаться его совершенством. Здесь будут сооружены деревянные настилы – что-то вроде «экологических троп», по которым посетители музея смогут проходить, не касаясь деталей пространства.

Музей сможет удовлетворить самые изысканные запросы посетителей и «капризы» экспонатов, уверены идеологи проекта. Под временные выставки отдадут пять внутренних дворов, которые будут перекрыты стеклянными конструкциями (что традиционно для музеев) и, таким образом, создадут Новую Большую Анфиладу. Первый этаж здания решен как крытое продолжение Дворцовой площади.

Ирина Кравцова