Posted 4 декабря 2008,, 04:39

Published 4 декабря 2008,, 04:39

Modified 1 апреля, 19:38

Updated 1 апреля, 19:38

«Нерпа»: не тот фреон

4 декабря 2008, 04:39
По данным следствия, причиной трагедии на АПЛ "Нерпа" стал пресловутый "человеческий фактор". Петербургские подводники считают, что матрос Гробов мог запутаться в системе ЛОХ с инструкциями на английском языке, а используемый в установке пожаротушения фреон был дешевым и слишком токсичным.

Трагедия на подводной лодке "Нерпа" породила множество самых разных версий случившегося. Однако официальные источники утверждают, что причиной гибели людей стали действия одного матроса. По мнению петербургских подводников, он мог запутаться в системе ЛОХ с инструкциями на английском языке, а используемый в установке пожаротушения фреон был дешевым и слишком токсичным.

С 8 ноября, когда на АПЛ «Нерпа» во время заводских ходовых испытаний произошло несанкционированное включение автоматизированной системы пожаротушения ЛОХ, прошло менее месяца, а виновный в трагедии, похоже, уже найден. Матросу Дмитрию Гробову предъявлено обвинение по статье 109 часть 3 УК РФ – причинение смерти по неосторожности двум или более лицам. Напомним, из-за выброса фреона в отсек АПЛ погибли 20 человек – члены экипажа и сдаточной команды субмарины, еще более 40 военным и гражданским лицам понадобилась медпомощь.

Ревун смерти

На днях представители ОАО «Амурский судостроительный завод» (АСЗ) обнародовали новые данные, полученные госкомиссией, расследующей причины аварии на атомной подлодке. По мнению судостроителей, запуск противопожарной системы на «Нерпе» был вызван неграмотными действиями матроса, включившего сигнальный ревун, который и спровоцировал подачу в жилой отсек лодки фреона. Ранее эксперты не исключали возможности сбоя в электронике, управляющей системой ЛОХ. Окончательные выводы госкомиссия сделает после завершения экспертизы главного бортового компьютера АПЛ – «Молибдена».

По данным АСЗ, входившие в состав комиссии специалисты выпустившего подлодку предприятия в ходе экспертиз и расшифровки блока «Ротор» (аналог авиационных «черных ящиков») окончательно исключили версию сбоя в системе пожаротушения ЛОХ. А по словам официального представителя Следственного комитета при прокуратуре РФ Владимира Маркина, матрос «без всякого на то основания запустил систему пожаротушения подводной лодки».

По данным следствия, Гробов признался, что включил так называемый ревун – оповещающий сигнал, чтобы вызвать вахтенного из другого отсека, вместо того, чтобы сделать это по общекорабельной связи, которая работает в каждом отсеке. При этом он выполнил все 8 требуемых для включения ревуна операций, не осознавая, к чему это приведет. Матросу «не хватило знаний и квалификации», чтобы понять, что вслед за сигналом ревуна запустится газ, а именно такая последовательность технических операций предусмотрена конструкцией системы ЛОХ. В итоге через семь секунд после подачи сигнала в отсек пошел фреон, но люди, услышавшие ревун, просто не успели понять, что происходит.

Отметим, что трагедия на "Нерпе" случилась в канун 50-летнего юбилея советского атомного подводного флота. 9 сентября 1952 года Иосиф Сталин подписал указ «О строительстве объекта 627», именно так в секретных документах называлась первая советская атомная подлодка. А 9 августа 1957 года на этой лодке состоялся пуск реактора, ходовые испытания закончились в декабре 1958 года. С тех пор за годы противостояния с НАТО советские субмарины совершили 3 тыс. 800 походов, а моряки провели в морях и океанах в общей сложности 950 лет. Не обходилось без потерь и тогда. За годы «холодной войны» СССР потерял 12 подводных лодок – 7 дизельных и 5 атомных. И еще одну АПЛ – "Курск" – потеряла уже Россия. Но кроме гибели "Курска", на российском ВМФ в последние годы произошло несколько не столь фатальных, но все же трагических происшествий.

«Человеческий фактор»

Несмотря на то, что непосредственный виновник трагедии нашелся быстро, возможные причины его более чем странного поступка продолжают искать подводники, эксперты и все, кто связан с российским атомным флотом. Пресловутый "человеческий фактор", без которого не обходятся ни летчики, ни моряки, слишком часто упоминается в сводках серьезных происшествий.

По мнению вице-адмирала в отставке Геннадия Полюховича, возглавляющего Общество ветеранов 3-й дивизии подлодок Северного флота, причиной аварии на подлодке «Нерпа» стала усталость или неграмотность экипажа. По словам Полюховича, система пожаротушения ЛОХ – весьма надежный комплекс, который позволяет эффективно тушить пожары на борту. На подлодках российского производства ЛОХ всегда был спроектирован так, что не мог заработать без вмешательства человека. Для того чтобы запустить систему, необходимо нажать кнопку и открыть клапан, чтобы фреон поступал в нужный отсек.

При этом ветеран атомного флота рассказал о случае, когда система ЛОХ спасла ему жизнь и экипаж. В 1986 г. при отработке боевой задачи в Баренцевом море на лодке проекта 671 на глубине 90 метров произошел пожар в 5-м отсеке. Субмарина аварийно всплыла, но пожар обычными средствами потушить не удавалось. Тогда экипаж надел средства защиты, и лишь после этого в отсек был пущен фреон. Огонь был потушен, и через 15 минут помещение отсека было проветрено.
«Скорее всего, член экипажа, включивший систему (на «Нерпе», – прим.), слишком устал или не был обучен. В любом случае, на флоте действует правило «не знаешь – не крути», – отметил Полюхович.

Однако с этим правилом, видимо, знакомы не все нынешние военные моряки. Пресс-атташе Международной ассоциации общественных организаций ветеранов ВМФ, капитан I ранга Валерий Лавров уверен, что подготовка кадров для подводного флота России ощутимо страдает из-за того, что в военные училища приходят поступать молодые люди с очень слабой базой знаний, а уж матросу-срочнику на современной подлодке делать нечего в принципе. Кроме того, к ухудшению выучки личного состава ведет сокращение количества выходов в море и сроков несения боевой службы.

Не стоит забывать о том, подчеркнул эксперт, что построить подлодку можно быстрее, чем подготовить для нее профессиональный экипаж. Именно поэтому серийное строительство новых боевых кораблей, планируемое высшим руководством России, проблему их безопасной эксплуатации не снимает.

Лучшее – враг хорошего

Отметим, что обвиняемый в "пожаротушении" на «Нерпе» срочником не был. Матрос Гробов на флоте с 2003 года, и уж новичком назвать его никак нельзя. Впрочем, именно на этой лодке, проходившей ходовые испытания, матрос был впервые. Некоторые эксперты полагают, что именно это обстоятельство сыграло ключевую роль в цепи обстоятельств, приведших к трагедии.

"Матрос был достойным и опытным подводником, но он никогда раньше не ходил на подлодке этой модификации. На «Нерпе» было много доработанного оборудования. Флагман этого проекта был заложен в начале 80-х годов, и с тех пор лодки этой серии неоднократно модернизировались. По сути, "Нерпа" – это боевой корабль 4-го поколения, если говорить о его возможностях и вооружении", – говорит председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников Игорь Курдин.

Как и коллеги, он отмечает, что система ЛОХ используется на подлодках много лет и доказала свою эффективность. Однако в первые годы ее эксплуатации при подаче фреона в аварийные отсеки бывали смертельные случаи, потому что моряки не знали о токсичном действии этого газа. На "Нерпе" была внедрена новая система управления, и в этом конструкторы немного перемудрили. Если ранее управление системой ЛОХ осуществлялось с помощью ручных клапанов и манипуляторов, то сейчас это сделано в виде электронного пульта.

"Мало того, что для активации этой системы нужно ввести пятизначный код на сенсорной панели, так еще инструкции на самой панели написаны на английском языке! (ранее предполагалось, что после ввода в строй АПЛ «Нерпа» будет временно передана в лизинг Индии для обучения экипажей индийских подводников, - прим.ред.) Это-то, скорее всего, и смутило матроса, который активировал систему. Я вообще не понимаю, зачем ее нужно было усложнять", – недоумевает Курдин.

И цитирует бывшего Главнокомандующего ВМФ СССР, Адмирала Флота Советского Союза Сергея Горшкова: «Нет аварийности оправданной и неизбежной. Аварии и условия их возникновения создают люди своей неорганизованностью, безответственностью и безграмотностью». Эта фраза, знакомая многим военным морякам, отчасти проливает свет на причины ноябрьской трагедии.

Сэкономили на фреоне?

Но причиной многочисленных жертв может быть не только не знакомый с доработанной системой ЛОХ матрос. По словам того же Курдина, на подлодке применялся токсичный тип фреона 114 В 2. Недавно главе клуба моряков-подводников позвонил сотрудник "Газпрома" и с удивлением спросил, почему на АПЛ в системе пожаротушения использовался фреон 114 В 2, а не фреон 227 ЕА? Последний стоит дороже, но он в 5 раз менее токсичен, и именно его применяют в "Газпроме".

Если бы его использовали и на "Нерпе", то жертв могло быть значительно меньше. Не исключено, что экономия на фреоне стоила жизни тем, кто задохнулся не сразу и еще пытался выбраться из отсека, но не смог этого сделать, надышавшись токсичным газом.

Курдин предложил "Газпрому" выступить спонсором атомного флота России и обеспечить подлодки необходимым количеством менее опасного фреона. В таком случае, хотя бы с одной проблемой военные могут справиться.

Но на повестке дня останется вопрос профессиональной подготовки экипажей. По словам заместителя главкома ВМФ России адмирала Александра Татаринова, флот получит восемь атомных подводных лодок нового поколения к 2015 году. А значит этим субмаринам понадобятся новые экипажи, состоящие из контрактников, знакомых с тонкостями работы сложной «начинки» современной подлодки, в том числе – противопожарной системы.

Филипп Мостоцкий