Posted 17 декабря 2008,, 12:10

Published 17 декабря 2008,, 12:10

Modified 1 апреля, 19:27

Updated 1 апреля, 19:27

Резать, не дожидаясь перитонита

17 декабря 2008, 12:10
Чечня в преддверии выборов МСУ потребовала от федерального центра определить административные границы с Ингушетией. В ответ Грозному в Назрани посоветовали "не зариться налево-направо".

Одним из вопросов взаимоотношений между Ингушетией и Чечней остается проблема административной границы. 16 декабря в Грозном состоялось расширенное совещание сотрудников аппарата уполномоченного по правам человека в ЧР, республиканской общественной палаты и общественных организаций Чечни. В мероприятии приняли участие депутаты чеченского парламента и руководители региональных отделений политических партий. Участники совещания обратились к федеральному руководству с призывом поспешить в деле установления чеченско-ингушской границы.

«В октябре 2009 года в Чеченской Республике назначены выборы органов местного самоуправления. И к этому времени вопрос определения административных границ с Республикой Ингушетия должен быть решен», - заявил уполномоченный по правам Нурди Нухажиев.

Он также отметил, что «в существовании проблемы неопределенности границы между двумя республиками большая доля вины федерального центра». И поэтому, по мнению омбудсмена, в разрешении вопроса деятельное участие должны принять федеральные власти.

Обсуждая механизмы определения границ, Нурди Нухажиев сказал, что нужно начать диалог с гражданским обществом Ингушетии и что неправительственные организации Чечни к нему готовы.

На совещании был поднят вопрос и о том, где должна пройти административная граница. Руководитель регионального отделения партии «Справедливая Россия» Иса Хаджимурадов сообщил, что «за основу будущей административной границы необходимо брать границу, существовавшую между Чеченской и Ингушской автономными областями на момент их объединения в 1934 году».

«Любые другие подходы к решению этого вопроса могут привести только к ее дальнейшему осложнению, - заявил Иса Хаджимурадов. – И это должны понимать наши ингушские братья».

Нурди Нухажиев отметил, что «затрагиваемая тема весьма деликатная». «Но гражданское общество нашей республики уже не просит, а требует от властей, не откладывая, приступить к справедливому разрешению этого вопроса», - подчеркнул Нухажиев.

В среду чеченский омбудсмен выпустил специальное заявление по поводу "пограничной проблемы", где заявляет, что "федеральный центр, стремится, без эскалации напряженности и дестабилизации обстановки в регионе, решить этот трудный для него вопрос, но решить в ущерб чеченской стороне".

Нухажиев заявил, что чеченская общественность не намерена отступать. "Правозащитное сообщество, общественно- политические партии и объединения ЧР категорически отвергают любые односторонние уступки и компромиссы в вопросах территориального размежевания двух республик", - подчеркнул омбудсмен.

Органы местного самоуправления должны быть созданы в Чечне и Ингушетии до 1 января 2010 года. Это прописано в федеральном законе «О мерах по организации местного самоуправления в РИ и ЧР», одобренном в ноябре нынешнего года Советом Федерации. Условием создания местных органов власти является окончательное определение границы между двумя субъектами РФ.

О начертании рубежей говорят и в Ингушетии. Так, в ноябре ингушский парламент направил обращение к спикеру Совета Федерации Сергею Миронову с просьбой создать комиссию по определению границ республики.

Предметом дискуссии по-прежнему остается вопрос о том, по какой линии вести границу. К числу «спорных территорий» некоторые участники процесса относят Малгобекский и Сунженский районы.

По настоящее время проблема разрешалась протоколом, подписанным в марте 2003 года главами Чечни и Ингушетии. Согласно ему, под юрисдикцию Чечни отошли селение Серноводское и станица Ассиновская Сунженского района, а остальная территория района – под юрисдикцию Ингушетии. Таким образом, Сунженский район был разделен, и в нем были созданы две администрации. Но демаркация границы не была проведена. Поэтому даже на картах Роскартографии граница между двумя республиками не указывается.

Попытки вновь вернуться к обсуждению территориального вопроса предпринимались неоднократно. Так, в декабре 2005 года первый вице-премьер Рамзан Кадыров заявил, что за 15 лет «кто как хотел двигал межу, и территория Чечни за эти годы значительно сократилась».

Вопрос нового земельного разграничения с Чечней мог коснуться и Дагестана, и Ингушетии. На неурегулированность отношений с Ингушетией прямо указывали слова Рамзана Кадырова: «Как в соседних регионах, так и в самой Чечне хорошо известно, где проходила граница до объединения субъектов и где она должна проходить после размежевания». Объединялась и размежевывалсь Чечня только с Ингушетией.

В апреле 2006 года вопрос территорий был поднят спикером чеченского парламента Дуквахой Абдурахмановым. Спикер предложил объединить Чечню, Дагестан и Ингушетию в один регион. А до этого объединения установить административную границу между Чечней и Ингушетией. По мнению Дуквахи Абдурахманова, линия раздела должна пройти там, где она проходила до объединения двух автономных областей в 1934 году.

«Спорные земли» - это территория некогда существовавшего Сунженского округа. Он был образован в 1920 году в составе Горской АССР в регионе проживания казаков. В 1924 году при расформировании Горской АССР казачий округ вошел в Северо-Кавказский край. С запада он граничил с Ингушской автономной областью, а с востока – с Чеченской АО. Округ имел статус отдельной административной единицы. Можно отметить, что такой же статус был у города Грозного. В 1929 году и Грозный, и Сунженский округ были включены в состав Чеченской АО. А через пять лет, в 1934 году, произошло объединение ингушских и чеченских территорий в единую Чечено-Ингушскую автономную область, получившую через пару лет статус автономной республики в составе РСФСР.

Интересные факты относительно истории Сунженского округа можно встретить в книге Яндиева «Идрис Зязиков: дорогой мужества». В книге отмечается, что станицы, специализировавшиеся на выращивании зерновых, тяготели к Владикавказу и Ингушетии. Туда поставлялся хлеб из сунженских селений, расположенных в благодатном крае. А вот станицы, где преимущественно возделывались огородные культуры, больше тяготели к Грозному. Из фактов, приведенных в книге, следует, что накануне 1929 года ответ на вопрос о том, куда присоединять Сунженский округ, не был однозначным. Бытовало и такое мнение, согласно которому округ мог войти в состав Ингушской АО.

Иными словами, аргументам о проведении границ по образцу 1934 года можно противопоставить другие аргументы. Например, предложить провести границы по рубежам, существовавшим до 1929 года. То есть восстановить отдельный Сунженский округ. И еще больше запутать территориальный вопрос.

«Каждый по-своему границу понимает, - разъяснил в интервью корреспонденту «Росбалта» уполномоченный по правам человека в Республике Ингушетия Карим-Султан Кокурхаев. – А Иса Хаджимурадов пусть ограничится границами Чечни, которые были в 1922 году. С которыми они вышли из состава Горской республики. И нечего зариться налево-направо. Много тут разных экспансионистов».

Из всего этого можно сделать один нехитрый вывод. Все-таки современные границы нужно проводить, учитывая современные реалии. А не дела давно минувших лет.

Дмитрий Ремизов