Posted 23 декабря 2008,, 09:33

Published 23 декабря 2008,, 09:33

Modified 1 апреля, 19:23

Updated 1 апреля, 19:23

Хуциев не прочь выпить с Михалковым

23 декабря 2008, 09:33
Лидеры Союза кинематографистов РФ, "свергнувшие" Никиту Михалкова на 7-м съезде, объяснили свою позицию. Марлен Хуциев и наименее радикальные из его коллег рассказали, что все еще надеются выпить с Михалковым, а главное – мирным путем получить от него печати и банковские счета Союза.

Лидеры Союза кинематографистов (СК) РФ, низложившие Никиту Михалкова на днях на 7-м съезде, в понедельник вечером объяснили журналистам свою позицию. Марлен Хуциев и наименее радикальные из его коллег, пришедшие в столичный Дом кино, рассказали прессе, что все еще надеются выпить с Михалковым, а главное – мирным путем получить от него печати и банковские счета Союза.

Обстановка на пресс-конференции была предельно демократичной. Никакой предварительной аккредитации, места для прессы – за одним «квадратным столом» с президиумом. Впрочем, телекамер не было. Недостаток внимания со стороны ТВ организаторы объяснили тем, что «все телевидение работает на Михалкова» и всех, кто попробует хоть что-нибудь «вякнуть» в защиту его оппонентов, тут же наказывают. По мнению кинематографистов, уже есть первая жертва: обозреватель Ольга Галицкая уволена с радио «Маяк».

Публику могло бы удивить избрание новым председателем СК 83-летнего Марлена Хуциева - тем более, со стороны прогрессистов и демократов. В ответ всем скептикам было замечено, что один известный литератор у нас в 95 лет возглавляет писательский союз, и это никто иной как Сергей Михалков, отец экс-председателя СК. Главное же - поседевший Марлен Хуциев держался очень бодро, высказал намерение особо много на себя не брать, делиться работой с молодыми, а также показал себя мягче и дипломатичнее радикальных коллег. «Я передавал Никите Сергеевичу желание встретиться, поговорить, а может быть, и выпить», - рассказал Хуциев.

Более жесткую позицию занял киновед Виктор Матизен, предложив «создать комиссию по передаче власти и потребовать, чтобы Михалков передал все ее атрибуты». «Какие атрибуты – бунчук, что ли?» - спросил Хуциев. Но Матизен заметил, что новому, демократическому руководству «корона, держава и бунчук» без надобности, хватит печатей и счетов. По словам Хуциева, оргсекретарь СК Михаил Калинин уже заверил его, что все будет передано.

Наиболее емко претензии к свергнутому председателю изложил актер и режиссер Всеволод Шиловский: «Люди с чистой совестью сказали: «Старик, ну нельзя же вечно править и всеми командовать!» Были высказаны и материальные претензии, правда, пока довольно общо. «Чем гениален Никита Михалков?» – спросил знаменитый кинопродюсер Марк Рудинштейн и ответил: «Он всегда набирал тех менеджеров, которые талантливо грабили Союз». Были вскользь упомянуты некоторые объекты недвижимости (кажется, санаторий в Красной Пахре), но все же предметный разговор с ревизией имущества, очевидно, еще впереди.

Кроме материальных, есть претензии морального характера. Особенно всех возмутило, что Михалков в воскресной телепередаче «Имя России» упомянул своих оппонентов и навал их «мышами», о чем поведал высокому собранию заслуженный обозреватель Юрий Богомолов. Вообще-то, собрание могло бы вспомнить «кошачью» внешность Никиты Михалкова с его знаменитыми усами, и объявить «Погребение кота мышами» по аналогии с известным русским лубком XIX века.

Но ответы оказались не столь остроумными. Режиссер Юрий Кара предложил устроить показ своего фильма «Мастер и Маргарита», а после показать любой из фильмов Михалкова – и пусть зрители сами рассудят, кто есть «серая мышь». «Мастер и Маргарита» Кары давным-давно снят (или недоснят?), но по причинам, широкой публике не постижимым, на широкий экран так и не вышел. Так что трудно сказать, сколь убедительно прозвучали слова режиссера.

Жару поддал директор Музея кино Наум Клейман. Подтвердив, что Михалков его безжалостно выселил из Киноцентра, директор зато всех обрадовал: благодаря доброй воле московских властей Музей кино поселится в грандиозном постаменте скульптуры «Рабочий и колхозница», которая в ближайшую пару лет будет восстановлена, и ей еще пьедестал увеличат до уровня парижской выставки 1937 года.

Здесь, к сожалению, приходится отметить, что, по сведениям из скульптурных кругов, «Рабочий и колхозница» уже несколько лет разобранные на реконструкцию, находятся в жутком состоянии и могут позавидовать даже «Мастеру и Маргарите» Юрия Кары. За годы хранения расклепанные листы нержавейки разогнулись, их теперь надо по новой размечать. Кто это будет делать и когда Москва снова увидит «Рабочего и колхозницу» - пока совершенно непонятно. Но, может быть, один постамент с Музеем кино – уже не так плохо?

Однако, это все понятно. А вот как быть с главным аргументом Никиты Михалкова о том, что съезд-то был нелегитимен? Увы! Новоизбранные лидеры были вынуждены признать: некоторые нарушения имеются. Режиссер Владимир Фокин скрепя сердце признал, что при выборе делегатов «кое-где кворума не было». Дело в том, что в советских и российских творческих союзах это давняя практика. Творческие люди не очень склонны ходить на собрания и голосования, кроме того, среди людей искусства много пожилых и больных. «У кого-то отрезана нога! – втолковывал Виктор Матизен с явным упреком крючкотворам. – У кого-то парализован муж!» «Витя, ты молодежь-то не пугай», - сдерживал коллегу режиссер Гарри Бардин.

Короче говоря, в творческих организациях издавна сложилась практика – без кворума по здравому смыслу обходиться, «передоверяя» свои голоса «наиболее активным и доверенным». И сам Никита Михалков, мол, так же избирался. Весьма вероятно. Однако вот теперь-то он своим оппонентам все эти допуски и припомнит.

Особенно возмущался известный киновед-демократ Даниил Дондурей. «Никто не верил, что съезд состоится! – негодовал он. – Никто не верил, что съезд проработает хотя бы один час! Никто не верил, что он продержится один день! А мы два дня продержались… Нам адвокаты за день только начали объяснять, как правильно заполнять протоколы. Что это за юристы такие!». «Впервые за 50 лет руководство признали неудовлетворительным двумя третями голосов, - напоминал Дондурей. – Пришли 290 человек, предупрежденных всего за час, и все решения подтвердили». Так и хотелось договорить: «А вы тут про какой-то кворум… Тьфу!»

В общем, традиционная интеллигентская милая недисциплинированность, похоже, сыграла с кинематографистами злую шутку. Ибо трудно поверить, что министерство юстиции РФ зачтет сентиментальные аргументы «у кого-то отрезана нога» или «никто не верил, что съезд продержится час». И что в результате будет – пока неясно.

Что же касается молодежи, принятой в СК на съезде, которую призывал «не пугать» Бардин, то от ее имени выступил режиссер Андрей Прошкин - и еще не так напугал. По словам Прошкина, в кинематографе «полная катастрофа»: из-за экономического кризиса производство фильмов сворачивается, съемки приостанавливаются и «одна картина остановлена за четыре дня до полной готовности». Времена для «важнейшего из искусств» наступают тяжелые.

Леонид Смирнов