Posted 31 декабря 2008,, 21:15

Published 31 декабря 2008,, 21:15

Modified 1 апреля, 19:17

Updated 1 апреля, 19:17

Белокурая бестия Каммерер (фото)

31 декабря 2008, 21:15
В широкий прокат выходит картина «Обитаемый остров". Тоталитарная антиутопия стоимостью в $36,5 млн, в которой лощеный интеллектуализм Стругацких повенчан с брутальным «драйвом» Бондарчука, равнодушным, похоже, не ставит никого: кому-то понравится, других приведет в ярость.

Журналистская премьера «Обитаемого острова» Федора Бондарчука, снятого по роману братьев Стругацких, была явлена журналистской Москве в последнюю неделю уходящего года. Премьерная приятная тягомотина в кинотеатре «Октябрь» затянулась далеко за полночь. Что ж, кинокартина явно из разряда «ночных» - не в смысле эротики, а в смысле жесткости.

Тоталитарная антиутопия высокого класса пришлась по душе продвинутому московскому бомонду. Момент выбран самый удачный: сегодняшнюю российскую власть принято считать во многом авторитарной, это «наступление авторитаризма» кем-то воспринимается с одобрением, кем-то – со страхом. И тех, и других фильм не оставит равнодушными. На премьере была широко представлена российская оппозиция, - однако съемочную группу приветствовал Никита Михалков, «самый державный кинематографист».

Кстати, сам выход такого фильма во многом опровергает миф о «наступлении мрачной диктатуры». И дело не только в том, что картину выпустили на экран, еще и в том, что бизнесу не помешали выделить на кинокартину колоссальные деньги: $36,5 млн. Это в полтора раза дороже приснопамятного «Сибирского цирюльника». Правда, «Обитаемый остров» длиннее: показана лишь первая двухчасовая серия. И небольшие отрывки из второй.

Деньги было на что потратить. Сам по себе антиутопический жанр очень распространен и уже успел набить оскомину. Романов и повестей о том, как в нехорошее тоталитарное государство проникают несколько хороших людей извне, находят здоровые силы внутри и всю эту лавочку заслуженно взрывают, было написано в разные времена видимо-невидимо, и в кино показано по сорок бочек арестантов, так что уже никого это не трогает. «Чужую беду руками разведу». Монструозная боевая техника, выжженные пустынные пейзажи и перекошенные саблезубые морды в избытке кочуют с экрана на экран.

Но у всякого жанра есть свои вершины. Братья Стругацкие – помимо прочих многочисленных достоинств – не питали иллюзий насчет человеческой природы. Гениален сюжетный ход, по которому из одного человеческого материала – «выродков» - делается и оппозиционное подполье, и властная элита. А зомбирующие радиобашни революционный штаб надеется использовать в своих интересах.

На мастерство писателей накладывается мастерство киношников. Для Федора Бондарчука данный фильм – второй как для режиссера. Первым была «9-я рота», ставшая кассовым хитом 2005 года - из нее-то и перешла в «Обитаемый остров» немалая часть персонала. И весь фильмовой «драйв» получил дальнейшее развитие.

Сочетание лощеного интеллектуализма Стругацких с брутальным «драйвом» Бондарчука, в принципе, могло оказаться и крайне неудачным, «проехаться трамваем по битому стеклу». Но, похоже, оно попало в десятку. Что ни говори, а фильм зрителя держит. Из картины убраны все интеллигентские длинноты, от сюжета оставлены лишь необходимые опорные точки. Предельно высушенная словесность – и море разливанное спецэффектов по высшему разряду.

Отвечая на вопросы, Бондарчук подтвердил, что единственный из ныне живущих братьев, Борис Стругацкий, горячо одобрил картину, и что для него, Бондарчука, это явилось высшей похвалой всей жизни. Стругацкому понравился и сам Бондарчук в роли государственного прокурора, и, особенно, исполнитель главной роли Василий Степанов. По словам Бондарчука, именно таким братья Стругацкие представляли себе настоящего Максима Каммерера – «только почему-то они его представляли брюнетом».

А вот кое-кто из зрителей при виде главного героя мог снисходительно усмехнуться. Дебютант кино Василий Степанов – что называется, «писаный красавец»: гренадерского роста молодой человек с белокурыми кудрями и очень правильными чертами лица, сдобренными приятной горбинкой носа. Насколько такая внешность помогает в жизни (и насколько она поможет в другом кино) – трудно сказать. В этом кино – пожалуй, скорее все-таки помогла. Сам же Степанов с восторгом вспоминал о съемках и больше всего благодарил Сергея Гармаша – исполнителя роли матерого каторжника, который молодых актеров учил уму-разуму. Учить было чему: 222 съемочных дня под солнцем и дождем. Во второй части – обещана танковая атака во время ядерной войны.

По словам Бондаручка, братьев Стругацких он читал всю свою жизнь. «Когда я изучал войну 1812 года, - у меня на столе лежал фолиант с золотыми цифрами 1812 на терракотовом переплете, - рассказал он журналистам. – А на коленях лежало «Трудно быть богом». И когда кто-то входил в комнату, я животом задвигал Стругацких под стол». Одновременно режиссер опроверг нехитрую мысль о том, что фильм-де про современную Россию. А продюсер Александр Роднянский добавил, что книга эта – с «широким потенциалом», и в ней и украинец, и американец найдут свои параллели.

Звездные зрители премьеры

Но хотели того режиссер с продюсером или нет, а злободневности получилось много. В темноте кинозала публика часто аплодировала репликам типа «Вся правящая элита – выродки», «Руку мне еще в старой доброй охранке отпилили» или «Полковником ты был, полковником и останешься». То, что действие происходит на обломках некоей империи, не так давно распавшейся, части которой «ненавидят друг друга за то, что у них одна общая история», и то, что после краха империи какие-то проходимцы все богатства захапали, а потом их прижали «неизвестные отцы» - силовики, - все это как-то очень ложилось на современность. Оппозиционная фронда позабавилась от души.

Ну, а Никита Михалков в торжественной речи на красной ковровой сцене перед экраном отметил, что это кино – не в его вкусе, но он уважает любое кино, где есть трудолюбие и мастерство. В этой картине обеих добродетелей было в избытке.

Леонид Смирнов, фото "Росбалт-Москва"