Posted 18 января 2009,, 17:20

Published 18 января 2009,, 17:20

Modified 1 апреля, 19:11

Updated 1 апреля, 19:11

Охота пуще неволи

18 января 2009, 17:20
Высокопоставленные любители экстрима – нередкое явление в России. Достигнув высокого положения, люди начинают верить, что схватили Бога за бороду окончательно и даже стали бессмертными. Алтайская история прекрасно иллюстрирует этот тезис.

Крушение вертолета Ми-8 в горах Алтая вызвало огромную волну дискуссий. Всех страшно волнует, занимались ли погибшие незаконной охотой, будут ли судить выживших, за чей счет был организован этот увлекательный полет…

Стремление к неизведанному «прошито» в сознании человека – такое открытие в прошлом году сделали специалисты Центра нейродиагностики при университетском колледже Лондона. Человек всегда стремится выбрать что-то новое, даже если это не приносит ему выгоды. Оказывается, при выборе в пользу незнакомых объектов активизируются отделы головного мозга, которые стимулируют обладателя этого мозга положительными эмоциями и ощущениями. Организм запоминает приятные ощущения и формирует модель поведения. Из этого следует, что поиск новых и необычных ощущений – потребность человека.

Каждый год несколько сотен россиян гибнут во время зимней рыбалки. Газеты предупреждают, телевизор не умолкает: «Граждане рыбаки! Лед еще тонкий! Пожалейте себя!». Но, как в старом анекдоте, «мыши плакали, кололись, но продолжали жевать кактус». Да мало ли можно хороших развлечений придумать! Катание на горных лыжах после объявления лавинной опасности, например. Или вот снегокат – отличнейшая вещь! Телеведущий Сергей Супонев и актриса Марина Левтова наверняка подтвердили бы это, останься они после общения со снегоходом «Буран» в живых. Съемки в ущелье под угрозой обвала тоже дело интересное – жаль только, новых фильмов с Сергеем Бодровым мы уже никогда не увидим.

Но первое место по брутальности и виктимности среди разнообразных аттракционов занимает, конечно же, охота. Иногда дело заканчивается фарсом, как в случае с американским вице-президентом Диком Чейни, слегка подстрелившим приятеля. Иногда – трагедией, как с харьковским губернатором Евгением Кушнаревым, соратник которого оказался гораздо более метким, чем Чейни.

Высокопоставленные любители экстрима – отдельная история. Достигнув высокого положения, люди начинают верить, что схватили Бога за бороду окончательно и даже стали бессмертными. Алтайская история прекрасно иллюстрирует этот тезис.

Родственники и коллеги погибших членов экипажа рассказали журналистам, что их близкие не хотели лететь на эту бессовестную охоту с вертолета, знали, насколько это опасно, были в курсе, что в заповеднике охотиться нельзя, тем более на алтайских баранов аргали. (Для справки: статья 258 Уголовного кодекса предусматривает за незаконную охоту «с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей» (пункт «б») серьезное наказание – вплоть до двух лет лишения свободы.) Поэтому экипаж сначала отказывался от полета, а затем, уже в воздухе, пытался противиться требованиям сановных пассажиров выполнять запрещенные и совершенно безумные маневры над самой землей. Но, вероятно, высокое положение «клиентов» заставило пилотов – профессионалов и честных мужиков – забыть об опасности, законе и совести. Они и полетели, и животных не пожалели, и над самой землей зависли – по данным экспертизы. Тут даже железный вертолет не выдержал.

Когда в аналогичном воздушном судне погиб губернатор, офицер, миротворец и, несомненно, достойный человек Александр Лебедь, тоже поговаривали, что он экипаж вертолета «нагнул». Мол, профессионалы понимали, что лететь в туман опасно, и пытались отказываться, а Лебедь выступил в той манере, которую ему всегда приписывали юмористы. Упал-отжался! И покорные пилоты полетели. В последний свой полет.

Что-то власть делает с человеком. Он перестает бояться не только реальной опасности, но и ответственности за созданные им опасные ситуации. Трудолюбивый форумист Sibiryak37 некоторое время назад сделал большую подборку по фактам ДТП с участием высокопоставленных водителей. Позволим себе процитировать только малую часть:

«12 августа 2004 года «Соболь» из кортежа губернатора Волгоградской области Николая Максюты сбил велосипедиста Сергея Кинжигазиева, который скончался в больнице. Губернатор продолжил поездку.

12 июня 2004 года руководитель представительства Мурманской области в правительстве России Ренат Карчаа в Псковской области на автомобиле сбил 17-летнего подростка. Мальчик скончался на месте, чиновник с места происшествия скрылся, но впоследствии был задержан. Обвинение чиновнику, насколько нам известно, не предъявили.

28 мая 2003 года в Кемерово водитель из кортежа губернатора Кузбасса Амана Тулеева сбил насмерть 9-летнюю девочку. Следствие установило, что автомобиль двигался с превышением скорости. Итог дела неизвестен.

15 мая 2003 года «Нива» племянника тульского губернатора Василия Стародубцева Юрия выехала на встречную полосу и столкнулась с «Окой». Семейная пара с полугодовалым ребенком — пассажиры «Оки» — погибла, Стародубцев не пострадал.

31 августа 2001 года недалеко от райцентра Белая Курской области в ДТП пострадал 9-летний мальчик. Третьеклассник Саша Болгов был сбит машиной из кортежа курского губернатора Александра Михайлова. Михайлов даже не вышел из машины. Суд оправдал его водителя.

28 февраля 1999 года джип Алексея Сосковца, сына бывшего первого вице-премьера правительства России Олега Сосковца, на Рублево-Успенском шоссе на большой скорости выскочил на обочину и врезался в группу рабочих-таджиков. Сосковцу предъявили обвинение по целому ряду статей Уголовного кодекса, но наказания он не понес».

К сожалению, статистика преступлений с участием высокопоставленных чиновников и их родственников, за которые ни власть имущие, ни их близкие ответственности не несут, обширна. То есть они и на земле, и на воде, и в воздухе чувствуют себя безнаказанными. Отсюда, что ли, вера в неуязвимость?

Как ни больно об этом говорить, но в авариях с вертолетами и в случае с Лебедем, и в случае в алтайском заповеднике виноваты и летчики. Почему привычный страх и подобострастие перед начальством пересилили в них профессионализм и инстинкт самосохранения?

В очередной раз чиновничий произвол одержал победу над разумом. Может быть, если бы алтайские пилоты настояли на своем и не подняли в воздух бессовестных и безответственных «охотников», это заставило бы сановных «клиентов» в следующий раз вести себя приличнее. Может быть, если мы не будем потакать им в их деспотизме, они перестанут на нас верхом ездить с риском для своей и нашей жизни? И вспомнят, наконец, что кроме Басманного есть еще суд человеческий и Божий. Причем торопиться на последний, прихватывая с собой других людей, - безответственно и греховно.

Лада Шубина