Posted 28 января 2009,, 14:17

Published 28 января 2009,, 14:17

Modified 1 апреля, 19:04

Updated 1 апреля, 19:04

Не нужен нам берег турецкий...

28 января 2009, 14:17
Туристические поездки для большинства людей - одна из последних статей расхода. Очевидно, что глобальный экономический кризис оптимизма путешественникам не прибавит. Однако представители турбизнеса не считают финкризис поводом для паники.

Туристические поездки для большинства людей - одна из последних статей расхода. Очевидно, что глобальный экономический кризис оптимизма путешественникам не прибавит. Однако представители турбизнеса считают, что гордо петь про «ненужный нам берег турецкий» пока преждевременно.

Последние 5 лет в России были поистине золотым временем для выездного туризма - среднегодовой прирост составлял около 13-15%. Внутренний туризм развивался не так стремительно. Эксперты считают, что движению вперед мешал постоянный рост цен на услуги внутри страны. Показатели же въездного туризма оставались на уровне 90-х годов: государственную границу иностранцы пересекали в основном не с туристическими, а с сугубо практическими целями - полюбоваться красотами Москвы или Петербурга ехали в основном гастарбайтеры. По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), менее полумиллиона иностранцев указали целью своего прибытия в страну туризм.

Однако сегодня складывается парадоксальная ситуация. Похоже, что мировой финансовый кризис сможет сыграть на руку и российским бизнесменам, и государству. Вице-президент Российского союза туриндустрии, директор Северо-Западного РСТ Сергей Корнеев считает, что пока выводы и прогнозы о влиянии экономического кризиса на турбизнес делать сложно, однако об общих тенденциях в преддверии туристического сезона уже можно сказать.

«Опыт предыдущих кризисов в других странах убедительно показывает, что и во время экономических спадов люди путешествовать не перестают, однако туррынок локализуется в близлежащие пространства, - рассказал Корнеев. – То есть люди продолжают ездить, но предпочитают не рисковать ни временем, ни деньгами, и перемещаются внутри страны или рядом». Таким образом, затишье в выездном туризме вполне может стать стимулом для развития приоритетнейшей области – когда все флаги в гости к нам.

Для России наиболее привлекателен Балтийский регион (как по въездному, так и по выездному туризму). По мнению экспертов, пока не слишком сильно пострадала от кризиса любимая россиянами Испания, не собирается уходить с туристического рынка и Китай. Однако перспективы развития собственного внутреннего рынка на волне кризиса – слишком лакомый кусок, чтобы его упустить.

«По загрузке гостиниц в Санкт-Петербурге мы видим, что внутренний рынок (в том числе и по линии делового туризма) пока стабилен. Конечно, несколько меняется сегмент спроса, рынок отвечает на это снижением цен и, как следствие, у гостиниц появляются новые клиенты», - считает Сергей Корнеев. По его мнению, именно у Санкт-Петербурга сейчас есть все шансы стать действительно туристической – если не Меккой, то хотя бы достойным ее аналогом.

«Во время кризиса люди воспринимают отдых как стимул к дальнейшей работе, как мотивацию будущей отличной трудоспособности, - считает эксперт. – И у Санкт-Петербурга в этом смысле есть уникальная возможность сочетать отдых, лечение и семейный отдых в санаторно-курортных комплексах Петербурга и области, подобных которым нет во всей России».

Можно сравнить: в каждом санатории, профилактории в живописнейших местах Карельского перешейка, в других местах Ленобласти работают по 30-40 дипломированных специалистов, тогда как на каком-нибудь SPA-курорте в Европе к каждому клиенту «приставлено» по полспециалиста без диплома. Плюс близость Санкт-Петербурга с его музеями, возможностями для семейного отдыха и целой индустрией развлечений.

Благостную картину возможностей отдыха на Северо-Западе омрачает уровень сервиса. Какими бы хорошими не были врачи в санаториях, и какими бы высокими – сосны в Репино, но ржавые унитазы и неубранные номера – серьезный аргумент. Достаточно сказать, что в самой северной столице две трети малых гостиниц (из имеющихся 400) находятся в жилом фонде. Это не просто некрасиво – это неудобно. Они фактически не соответствуют существующим санитарно-эпидемиологическим, строительным, противопожарным нормам, в них, по данным президента РСТ Сергея Шпилько, нет пандусов и зачастую – даже запасных выходов. Однако для того, чтобы изменить ситуацию, необходимо внести более 50 изменений в действующие нормативные акты. И без вмешательства государства эти вопросы не решить.

Впрочем, председатель Северо-Западного РСТ считает, что и гостиницы Санкт-Петербурга вполне способны выкрутиться. «Пока сегмент отелей премиум-класса не испытывает потрясений, - говорит Сергей Корнеев. – Пятизвездочные отели идут на снижение цен, в среднем на 20%. Таким образом, у гостиницы появляются новые возможности: даже снижая цену можно выйти на другие рынки».

Директор Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» Владимир Княгинин и вовсе убежден, что «кризис вокруг нас, а мы все равно движемся верной дорогой». По его мнению, Санкт-Петербург, в частности, должен не выбирать наиболее привлекательного туриста, а принимать каждого - как самого дорогого.

Аналогичной позиции придерживается и председатель профильной комиссии по туристической индустрии ЗаКСа Андрей Черных: «Я считаю, что дело сдвинется с мертвой точки. За 2008 год на 11 штук увеличилось количество отелей в нашем городе, появилось более 2 тысяч мест. Приняты законы, облегчающие процедуру регистрации иностранцев в отелях Санкт-Петербурга, определены приоритеты по круизному туризму. Однако считаю, что государство все же должно руководить экономикой, в том числе в сфере туризма».

Участники туристического рынка, собравшиеся в Санкт-Петербурге на специальный семинар, посвященный возможностям выживания отрасли в условиях экономического кризиса, позицию РСТ в целом разделяют, однако все-таки не совсем понимают, как можно превратить кризис в PR-повод для развития собственного бизнеса. Наиболее пессимистично настроенные говорят о пире во время чумы. Они справедливо считают, что туриндустрия находится в зоне риска. Весьма неопределенны взаимоотношения с банками, в условиях всеобщей нестабильности никто не может дать гарантий проплат и своевременных возвратов кредитов.

Эксперты полагают, что России сдала свои позиции и с точки зрения защиты прав потребителей, и с точки зрения цивилизованного использования механизма инвестирования, и с позиций ценообразования на туры. Не секрет, что зачастую цены росли совершенно необоснованно, когда кризиса не было и в помине.

Как заявил на интернет-конференции в «РБК» председатель РСТ Сергей Шпилько, необходимо сделать все, чтобы минимизировать издержки, причем не в ущерб качеству, и следовать тенденциям спроса. «И дело не в том, что я призываю демпинговать. Надо очень тщательно следить за спросом на мировом и внутреннем рынках, чтобы просто не опоздать», - отметил он.

Впрочем, петербургские специалисты все-таки настроены оптимистично. Вице-президент РСТ, председатель Комитета по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности Торгово-промышленной палаты России Юрий Барзыкин считает, что и в хорошие времена 50% россиян «сидели дома», а сейчас, по прогнозам, сидеть дома будут две трети. По информации Юрия Барзыкина, проведенный в ноябре опрос показал, что в 2009 году 30% российских граждан не планирует дальних поездок. Однако не исключают внутренний туризм. «Но это прогнозы, а не факты», - уточнил Юрий Барзыкин.

По прогнозам специалиста, такая трепетная и, по формулировке профессионалов, «высокоэластичная» отрасль, как туризм, лежит на стыке самых разных и зачастую несовместимых сфер деятельности. На «приход-расход» могут влиять и колебания цен на топливо, и специфика наземного и бытового обслуживания, и банки, и еще множество сфер деятельности. «Надо пересмотреть работу своих партнеров и исключить спорных», - резюмировал Барзыкин.

Впрочем, его выводы потребовали уточнения Владимира Княгинина. Он сообщил, что надо просто выбирать надежных партнеров. Перефразируя, можно сказать: если тяга к перемене мест не иссякла, выбирайте надежные турфирмы. Ибо, по общему признанию ведущих представителей турбизнеса, отрасль в 2009 году однозначно тихой гаванью не будет.

Марина Бойцова