Posted 12 февраля 2009,, 16:02

Published 12 февраля 2009,, 16:02

Modified 1 апреля, 18:54

Updated 1 апреля, 18:54

Безработица - шанс поумнеть

12 февраля 2009, 16:02
Кризис - не на рынке труда, а в головах потерявших работу граждан, единодушно утверждают эксперты в сфере занятости. По их словам, чтобы трудоустроиться, необходимо не ждать желаемой работы, а искать только то, что востребовано рынком.

Кризис - не на рынке труда, а в головах потерявших работу граждан, единодушно утверждают эксперты в сфере занятости. По их словам, чтобы трудоустроиться, необходимо не ждать желаемой работы, а искать только то, что востребовано рынком. И взглянуть на себя и свои перспективы с другой стороны.

Возросшая безработица всего за несколько месяцев стала привычным явлением для россиян и в глубинке, и в столицах. По официальным данным Комитета по труду и занятости Санкт-Петербурга, число зарегистрированных безработных в Петербурге только за декабрь 2008 года возросло более чем на 3 тыс. человек - до 14 414 человек (на 1 января 2009 г.). По информации Комитета на начало февраля, на одного соискателя приходится 1,6 вакансии (в декабре было – 1 к 2).

Однако специалисты убеждены, что официальные показатели не дают представления о реальной ситуации, и на самом деле количество безработных выше примерно в 5 раз. В этом случае учитываются не только люди, потерявшие/ищущие работу, но и относительно постоянные категории неработающих: люди, занимающиеся домашним хозяйством, тунеядцы, а также добровольно уволившиеся граждане, какое-то время находящиеся в «подвешенном» состоянии.

Кризис помогает "отжать воду"

«Вот типичный пример: человек попал под массовое увольнение (массовым считается увольнение 20-ти и более сотрудников единовременно – прим.ред.), - рассказывает председатель Комитета по труду и занятости Ленинградской области Александр Караванский. – И он рассуждает: сейчас 2 месяца мне обязаны платить среднюю зарплату. Потом встану на учет в центр занятости – буду получать пособие. Потом начнется лето, пора сажать-копать. А потом и кризис кончится. Так зачем мне сейчас искать работу?»
Глава областного Комитета вообще настроен достаточно оптимистично. Он считает, что в скором времени потерявшие работу будут востребованы, и либо вернутся на свои рабочие места, либо найдут новые. Кстати, поиск именно новых мест работы – это, по мнению экспертов, безусловный плюс кризиса.

«Раньше штаты многих компаний были необоснованно раздуты. А сейчас идет «выжимание воды», то есть избавление от наименее ценных или необходимых предприятию работников, - говорит директор петербургского представительства компании HeadHunter Юлия Сахарова. – Поэтому смотрите, кто больше всего пострадал: высший и средний административный персонал, специалисты в области маркетинга, связей с общественностью, организаторы корпоративных развлечений. Остаются без работы банковские клерки и специалисты в области управления персоналом. То есть такая около-административная надстройка. При этом остаются дефицитные специальности, например, в области логистики, инженерии, рабочие профессии».
По словам рекрутера, огромными темпами растет активность самих соискателей. Если до недавнего времени, по данным HeadHunter, на одну вакансию приходило в среднем 16 резюме, то сейчас – 65 в Санкт-Петербурге и 80 – в Москве.

Для выхода из создавшейся ситуации Сахарова советует искать работу в регионах и не бояться переездов, не отбрасывать идею переквалификации, или же вернуться к своему изначальному образованию. То есть, невостребованному специалисту в области PR следует вспомнить, например, о своем педагогическом дипломе и пойти в школу, где всегда нужны преподаватели.

«На Западе люди следуют за работой, а у нас привыкли сидеть на месте и ждать, - соглашается Александр Караванский. – Дайте то, что имею – такие заявления делает каждый второй человек, обращающийся в комитеты по занятости. Но, если бы кто-то мог так сделать, у нас был бы коммунизм».

В целом эксперты в области занятости отмечают, что нынешняя ситуация, по сравнению с кризисом 1998 года, несравнимо лучше. Тогда не было ни государственных программ, ни финансирования, чтобы решать проблему безработицы. Человек оставался с ней один на один. Сейчас же хотя бы выделяются деньги на переобучение безработных граждан.

«Наши люди очень тяжелы на подъем и склонны к пессимизму. Им даже лень узнать, какие вакансии есть, какие бесплатные программы мы предлагаем, - говорит первый заместитель председателя Комитета по труду и занятости Ленобласти Павел Чугунов. – Однако вот статистика: из 100 переобученных 96 находят себе дело. Коэффициент трудоустройства составляет 80%. И утверждаю с полной ответственностью: реальный бизнес имеет вакансии до сих пор».

Легче трудоустроить того, кто действительно хочет работать и не боится учиться, у кого мобильная психика и есть готовность идти на компромисс. В этом солидарны абсолютно все эксперты. Единодушны они и в том, что даже сейчас никаких поводов для паники нет.

«Действительно, мысль, что я могу поехать и заработать, возникают у немногих, - утверждает директор департамента подбора персонала компании AVANTA Personnel Оксана Почтивая. – Люди категорически не хотят признавать, что если нет желаемой работы, то надо искать то, что востребовано, что-то менять, искать другой ракурс. Перспектив сейчас очень много во всех сферах».

По данным исследований этой компании (проведенных в конце декабря 2008 г.), 28% петербургских фирм проводят сокращения, к весне их будет еще больше. В первую очередь будут сокращаться управленцы, сервисные службы, специалисты в области закупок-продаж. Зато очевидно будут востребованы так называемые «сложные» специалисты с особыми знаниями. «Поэтому надо искать компромисс. И, знаете, если топ-менеджеру предлагают стать водителем, значит, это был просто плохой топ-менеджер», - считает Почтивая.

Безработному никто не должен

Нетрудно предугадать, что оценки самих безработных в отношении возможностей найти работу и помощи в этом деле со стороны служб занятости, отличаются куда меньшим оптимизмом.

Вот лишь одна типичная история. Ирина Васильева последние лет 6 работала бухгалтером на небольшом предприятии. Накануне 2009 года ее решили сократить «по собственному желанию». Ирина возражать не стала и «сократилась», полагая, что с ее опытом аналогичную или даже лучшую работу она себе обязательно найдет. Однако, к ее удивлению, городские работодатели вовсе не мечтали о специалисте пусть и с опытом, но без высшего специального образования, претендующем при этом на приличную зарплату.

С немалым трудом Васильева собрала все необходимые для службы занятости документы, отстояла в очереди и узнала, что максимум, что ей могут предложить – либо работу помощника бухгалтера с окладом 6 тысяч, либо переучивание на другие, более востребованные на рынке специальности (например, продавца-кассира).

«Никого в этой службе занятости не волнует, что у меня большой опыт, что я могу дать фору любой девочке-выпускнице вуза, - жалуется Ирина. – Почему я должна идти «на понижение» или переучиваться? Я считаю, что государство в ответе за нас и что государственная служба занятости должна мне найти работу, соответствующую моему статусу, опыту и с окладом не меньше прежнего».

Однако государственная служба занятости Ирине и таким, как она, ничего в буквальном смысле не должна. "Государство не обязано содержать работоспособных здоровых людей, оно может им лишь помогать, - говорит директор центра занятости Красносельского района Санкт-Петербурга Наталия Морозова. – Служба занятости – это всего лишь посредник по найму рабочей силы для всех форм собственности. Мы содействуем трудоустройству, но не гарантируем его в точном соответствии с пожеланиями соискателя. Так же как мы и не принуждаем к работе. Важно понимать, что не только соискатель выбирает работодателя, но и наоборот. И, конечно, будет логично, что работодатель станет выбирать лучших из лучших. Например, из двух человек на одно вакантное место он выберет того, у кого лучше все характеристики, в том числе образование, опыт и т.д.. Однако, могу ответственно заявить, что 80% соискателей в конечном итоге находят работу. Правда, не всегда именно ту, которую они хотят».

О том, что службы занятости (в просторечии – биржи труда) предоставляют вовсе не то, что хотят соискатели, говорят многие безработные. Но ведь служба сама не организует рабочих мест, она лишь предлагает то, что имеется на рынке труда.
"Кто действительно хочет работать и ищет работу, он ее обязательно найдет", - уверяет Морозова, работающая в службе занятости почти 20 лет.

Центр занятости Красносельского района Санкт-Петербурга, где побывал корреспондент «Росбалта», безусловно, образцово-показательный. Стоят скамейки, висят стенды с информацией, работают компьютеры (в том числе бесплатные - для самостоятельного экспресс-поиска вакансий). Однако очереди все равно никуда не денешь.

«Вы журналист? Тогда напишите, что я третий день сюда уже хожу, несколько часов в очереди потеряла, и только из-за того, что нет нормальной информации на стендах!» – горячится молодая женщина по имени Янина. Оказывается, в справках с прежнего места работы поставили не те печати, а какие именно нужны, - на стендах не указано.
Янина работала продавцом-консультантом с окладом 30 тысяч рублей, однако ушла по собственному желанию – по ее словам, не устраивал график работы. Сейчас она встает на учет в центре занятости, будет получать пособие и искать адекватную работу. Янина мечтает быть финансовым менеджером с окладом не меньше прежнего. Поразмыслив, соглашается на переучивание (по ее словам, хоть на дворника), но главное требование – зарплата от 30 тысяч – неизменно. Пока ей предлагают только 10 тысяч.

У девушки Марины, работавшей продавцом в книжном магазине с официальной белой зарплатой в 5 тысяч рублей, запросы более скромные. В течение 15 минут ей предлагают варианты: продавец в салоне сотовой связи; офис-менеджер; продавец в магазине игрушек. Зарплата везде примерно одинакова: 8-10 тысяч рублей, опыт работы необязателен, образование тоже. Впрочем, у Марины за плечами только средняя школа, а при таких данных рассчитывать на что-то большее сейчас вряд ли получится.

«Конечно, работодатель указывает минимальную или среднюю зарплату, - говорит директор центра занятости. – Но бывает, когда соискатель так понравится, что зарплата тут же поднимается. Но работник с амбициями должен доказать, что он столько стоит».

Марина Бойцова (фото автора)