Posted 16 марта 2009,, 10:48

Published 16 марта 2009,, 10:48

Modified 1 апреля, 18:33

Updated 1 апреля, 18:33

«Замороженный» экспресс

16 марта 2009, 10:48
Смольный, ссылаясь на кризис, официально объявил о приостановке строительства надземного экспресса. Однако оппоненты проекта считают, что дело не в деньгах.

Смольный, ссылаясь на кризис, официально объявил о переносе сроков строительства надземного экспресса. Однако оппоненты проекта считают, что дело не в деньгах.

«Кризис не является главной причиной провала проекта строительства надземного экспресса», - заявил «Росбалту» председатель общественного движения «Нет — надземному экспрессу» Игорь Данилов. По его словам, в 2007 году Ростехнадзор выдал отрицательное заключение на проект строительства как не соответствующий санитарным нормам и правилам. Якобы, по этой же причине в марте 2008 года отрицательное заключение на техзадание было выдано и Главгосэкспертизой.

Как пояснил активист движения, бывший военный инженер-акустик Вячеслав Беликов, категорическое название организации («Нет — надземному экспрессу») - это больше дань краткости, чем позиция. «Лично я не против идеи развития скоростного трамвая. Я против того, в каком виде это предлагают сделать. По моему мнению, вариант, на котором остановились чиновники, неоправданно расточителен — как по выбору трассы, так и типу путей (эстакада)», - пояснил он.

Эксперт отмечает, что надземный экспресс в проекте называют новым видом транспорта и на этом основании отказываются от более жестких нормативов, используемых применительно к трамвайным линиям. По мнению Беликова, в проекте также завышена базовая цифра многих расчетов — показатель распределения пассажиропотоков, в результате чего сроки окупаемости проекта оказались существенно занижены. «Когда во главу угла ставятся неверные цифры, недоверие ко всем остальным расчетам нарастает как снежный ком», - сказал он.

По его словам, в течение 2007-2008 годов было выпущено 5 постановлений городского правительства (ПП), касающихся проекта. Если в первом требования по шуму более менее соответствуют нормам, то в последнем они снижены и стали более зыбкими. Кстати, последнего ПП нет в библиотеках и районных администрациях, как того требует закон, а в интернет-версии отсутствует важнейшее приложение, содержащее технические требования. "Если скрывают, значит, есть что", - делает вывод инженер-акустик.

Он категорически против эстакады, а тем более — в жилом массиве на высоте 4 этажа, под самыми окнами (на расстоянии 20 м). Что будет с шумопоглощающими экранами через несколько месяцев, можно увидеть в тех местах, где они уже установлены — в Шушарах, на Дунайском проспекте, пр. Стачек. Экраны все черные от смога. Как, минимум — это не украшает город.

«Согласно проекту, эстакада будет составлять 70% путей. Это умопомрачительная стоимость», - отмечает Беликов. Инженер-акустик предлагает отказаться от эстакады и использовать в расчетах проекта нормы для трамвайных линий. Кроме того, считает Беликов, необходимо оптимизировать трассу, вернувшись к той, которая была прописана в генплане в конце 2007 года. Чтобы связать пять районов, достаточно сформировать кольцо более рациональным путем, используя существующие и запланированные пути, мосты, дороги: от проспекта Стачек до проспекта Энергетиков по Благодатной улице, ул. Салова, Б.Смоленскому пр. выйти на новый мост через Неву и улицу Коллонтай и т.д. «Тогда проект станет более реалистичным и человечным, его удастся реализовать, несмотря на кризис» - отмечает эксперт. Беликов убежден, что проект «замораживают» в большей мере непомерные амбиции чиновников. «К чему это мотовство?! Тем более сейчас», - задает он вопрос.

Военный инженер считает, что в качестве пилотного проекта нужно построить трассу на Петергоф, и там обкатать подвижной состав и рельсовый путь. И только после этого планировать развитие экспресса. К тому же, к Петергофскому направлению можно было бы изначально привлечь федеральные деньги, как это обещал президент РФ.

Беликов обращает внимание на то, что в городе каждый комитет «тянет одеяло на себя» — нет комплексного подхода к принятию решений. Например, вторую эстакаду для экспресса планируется втискивать между путепроводом по Дунайскому и домами, под самыми окнами. «За такие решения нужно увольнять. Если я не прав, хотел бы знать — в чем. Готов согласиться с профессиональными мнениями», - говорит Беликов.

Однако технический директор ОАО «Надземный экспресс» Андрей Козырев не разделяет мнение эксперта. То, что некоторые называют отрицательным заключением Главгосэкспертизы, по его словам, таковым не является применительно к проекту в целом. Программа развития экспресса — комплексная, сложная, уникальная. Правильнее говорить не об отрицательном заключении, а о предварительном, то есть - неокончательном. В настоящее время работа ведется в режиме консультаций генпроектировщика со специалистами Главгосэкспертизы, сообщил Козырев.

Что касается якобы несоблюдения строительных и санитарных нормативов, то это, по его словам, также не соответствует действительности. Как пояснил Козырев, проектировщики опираются на нормативы, однако существует «разное восприятие использования методики расчета шумоизоляции от транспортных средств», поскольку нет единого регламента. Претензии «Роспотребнадзора» по Санкт-Петербургу, как утверждает Козырев — «дела давно минувших дней»: эти замечания были сформулированы еще на стадии обоснования инвестиций в 2007 году, и сегодня недочеты устранены.

Кроме того, Козырев сообщил, что никто из инвесторов, прошедших первый этап конкурсного отбора, официально не заявлял об отказе участия в проекте. Такого заявления не поступало и от «Базового элемента» — члена одного из консорциумов. Но даже если Дерипаска уйдет, отмечает Козырев, это не означает, что консорциум развалится. По словам технического директора, возможен перенос подведения итогов второго этапа конкурса на конец года, поскольку инвесторам нужно время на поиски источников финансирования (согласно схеме государственно-частного партнерства, на их долю приходится 40% бюджета проекта). Напомним, что еще месяц назад председатель Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Максим Соколов заявлял, что итоги подведут в мае-июле 2009 года.

Козырев обратил внимание на то, что предварительная стоимость проекта строительства еще не оценена Главгосэкспертизой, поэтому о цене вопроса говорить рано. В городском бюджете текущего года деньги на проект не предусмотрены.

Также менеджер «Надземного экспресса» отметил, что проект ОАО "Ленгипротранс" - не окончательный. В конкурсных условиях нет жестких технических требований. В этом и заключается суть конкурса по техзаданию — возможно, кто-то предложит более оптимальный и менее затратный вариант. Не исключено, что процент эстакады снизится - если инвестор обоснует целесообразность такой замены.

Как сообщил еще в феврале этого года Максим Соколов, открытие первой ветки надземного экспресса: микрорайон «Балтийская жемчужина» – станция метро «проспект Ветеранов» задерживается до 2014 года (ранее в качестве первого этапа называлась трасса: «Стрельна» - «Обухово», с заходом в «Балтийскую жемчужину»). Начать подготовительные работы планируется в 2010 году, а перейти к реальному строительству в 2011 году. Плюс 2,5 года – на завершение проекта. Таким образом, сроки ввода в эксплуатацию первой ветки отодвигаются на 2013-2014 год (ранее — конец 2009 года).

Ирина Кравцова