Posted 27 марта 2009,, 20:14

Published 27 марта 2009,, 20:14

Modified 1 апреля, 18:25

Updated 1 апреля, 18:25

В двести лет Гоголь обрел дом (фото)

27 марта 2009, 20:14
Дом-музей Николая Васильевича Гоголя торжественно открылся в библиотеке его имени – на Никитском бульваре столицы. Открытие приурочено к 200-летнему юбилею классика, который отмечается 1 апреля. До сих пор ни одного музея Гоголя в России не было.

Дом-музей Николая Васильевича Гоголя торжественно открылся в пятницу в библиотеке его имени – на Никитском бульваре, 7а. Открытие приурочено к 200-летнему юбилею классика, который отмечается 1 апреля. До сих пор ни одного музея Гоголя в России не было.

Наследие каждого из классиков складывалось по-разному. От Гоголя, пожалуй, меньше всего сохранилось в материальном плане – прежде всего, практически не осталось его личных вещей. Человек всю жизнь был одинок, ни семьи, ни собственного жилья так и не обрел, да и прожил недолго. Известно также, что из его могилы пропал череп, - но череп к дому-музею прямого отношения не имеет, а вещи имеют.

Зато в Москве сохранился дом, где Гоголь провел последние четыре года своей жизни – дворянская усадьба Талызиных – Толстых. Учитывая революционные бури и московские градостроительные катаклизмы, судьба дома сложилась довольно благополучно: учитывая, что он стоит рядом с Новым Арбатом, а ведь при прокладке Калининского проспекта (так ранее называлась улица) в начале 60-х много всякой старины снесли. Гоголевский дом устоял. Естественно, при советской власти в нем оборудовали массу коммуналок, а в 1971 году, расселив более тридцати семей и два госучреждения, открыли библиотеку.

Дом-музей

Отныне это называется «Государственное бюджетное учреждение культуры «Дом Гоголя» - мемориальный музей и научная библиотека». На первом этаже – музей, на втором – читальный зал и музыкальная гостиная, в подвале - абонемент. Не всех «гоголеведов» устроило такое компромиссное решение. Так, группа общественности во главе с литературным критиком Игорем Золотусским настаивала на выделении всего дома под музей. На церемонии открытия Золотусского не было: он не принял свершившегося.

Однако аргументов у этой стороны не так много. Дело ведь не только в величине фигуры Гоголя. Как делать большой музей, когда вещей-то нет? А с другой стороны, много ли, положа руку на сердце, найдется тонких ценителей, готовых совершать культпоходы в дом-музей? Не очень-то. И кто сказал, что сам Гоголь был бы рад выставить из своего дома библиотеку? Музей-квартира – законная дань классику, вот музей-квартиру и оборудовали во весь первый этаж.

Исторический интерьер комнат, где жил Гоголь (кабинет, гостиная, прихожая) воссоздан по чертежам 1874 года – когда дом продавала его хозяйка Анна Георгиевна Толстая, помнившая живого классика. Изготовлен камин по образцу того, в котором была сожжена вторая часть комедии «Мертвые души» (по версии Золотусского, камина вообще не было, а была русская печь, - но тут уже правды не найдешь). А бронзовые часы на камине остановлены на римской цифре III – именно в это время, в ночь на 12 февраля 1852 года, за считанные дни до смерти, Николай Васильевич уничтожал свое творение.

Интерьеры музея

Это считается одной из величайших трагедий мировой литературы. Правда, существует и несколько иная точка зрения: сохранившиеся фрагменты второй части свидетельствуют, что она уступает первой, и сильно. Тогда как первая часть, в общем-то, вполне тянет на самодостаточный роман и не слишком нуждается в продолжении. Естественно, любой читатель был бы рад иметь «Мертвые души» в двух книгах. Но можно и Гоголя понять: он себя судил нелицемерно.

Кроме мемориальных комнат, в музее устроена экспозиция, посвященная жизненному и творческому пути Гоголя. Вот эта-то экспозиция художника Леонтия Озерникова и вызвала особый гнев «ревнителей-пуристов»: есть в ней что-то неумолимо-современное. Но свою образовательную роль она выполняет – а старина густо присутствует в коридорах, где собрана богатая коллекция портретов и первых фотографий гоголевских современников.

Посмертная маска

Дирекция нового музея во главе с Верой Павловной Викуловой собрала на открытие очень достойных людей. Первый заместитель мэра в столичном правительстве Людмила Швецова отметила, что хотя Гоголь много жил в Петербурге, «рвался на встречи с молодежью в Киев, восхищался Римом», но все же его всегда притягивала Москва. Виднейший гоголевед Юрий Манн шутливо признался, что первую свою работу о Гоголе, написанную в 1952 году, он и сам бы сейчас сжег, как Гоголь – вторую часть «Мертвых душ», но это уже невозможно.

Людмила Швецова

Заместитель министра культуры РФ Александр Бусыгин, напомнив, что Гоголь никогда, кроме первых детских лет, не имел своего дома, всю жизнь снимал квартиры, гостил у друзей, жил в отелях, - предположил, что вот теперь-то наконец душа писателя обретет покой. Последняя ныне живущая из потомков рода Гоголей-Яновских, Рафаэла Трофимовна Сверчкова, заметила, что ее дедушка участвовал в праздновании столетнего юбилея Гоголя, а она присутствует на двухсотлетии.

Последняя из Гоголей

К сожалению, даже к юбилею так и не вышло настоящее академическое собрание сочинений Гоголя. Все же кое-что сделано: как рассказал председатель Союза писателей России Валерий Ганичев, на Украине издан солидный однотомник со всеми сочинениями: Гоголь оставил бесценное, но не безразмерное наследие. Ганичев рассказал, что сам он рос на Полтавщине, практически на родине Гоголя, но никакого антирусского национализма тогда не было: русские и украинцы жили рядом, и Гоголь для всех был классиком, а Мазепа для всех был предателем.

В Москве же, как рассказал главный редактор «Московской энциклопедии» академик Сигурд Шмидт, вышла книга его ученика Сергея Шокарева «Арбат в жизни Гоголя». Помощь в этом оказала управа района Арбат, чему Сигурд Оттович, как коренной житель Арбата, несказанно рад.

Среди выступавших был и главный режиссер театра имени Маяковского Сергей Арцыбашев. Он пошутил, заметив, что его театр постепенно становится театром имени Гоголя – три спектакля идут и четвертый репетируется. Но ни актеры, ни зрители не жалуются: такие Гоголь дает «типажи, типяры», по выражению режиссера. Кстати, это и самые доходные спектакли.

Александр Филиппенко блистательно прочел отрывок из «Мертвых душ». Вообще, концертная программа была грандиозна. А в музейных комнатах тем временем продолжалась работа, и можно было услышать реплики искусствоведов: «А он у вас курил?» «Вообще, курил трубочку, но в Москве уже нет, здоровье было не то». «Ну, все равно, несколько кисетов не помешали бы. Еще бы таз и кувшин – можно прикупить на европейском аукционе. Но они серебряные – дорогие уж очень».

Леонид Смирнов, фото "Росбалт-Москва"