Posted 12 мая 2009,, 13:49

Published 12 мая 2009,, 13:49

Modified 1 апреля, 18:00

Updated 1 апреля, 18:00

Тайна вертолета Есиповского

12 мая 2009, 13:49
Губернатор Иркутской области Игорь Есиповский, разбившийся в тайге, свой последний полет совершил на вертолете богатого подмосковного бизнесмена. Вопреки ряду сообщений, вертолет был новым. В этом деле много странностей. Например, в машине не оказалось второго пилота.

Российское государство прощается уже с третьим губернатором, погибшим в авиакатастрофе из-за падения вертолета. В конце апреля 2002 года в горах Хакасии на вертолете разбился губернатор Красноярского края, знаменитый генерал и политик Александр Лебедь. В августе 2003 года на Камчатке так же погиб губернатор Сахалина Игорь Фархутдинов. И вот теперь жертвой вертолетной аварии стал губернатор Иркутской области Игорь Есиповский.

Все три погибших губернатора – главы отдаленных восточных регионов РФ, где вертолет является обычным средством передвижения. Тем более, для важных персон, особенно для первого лица региона. Тем не менее, столь частые аварии летательных аппаратов, которые к тому же обслуживают первых лиц и должны особо тщательно проверяться и готовиться к полету, не могут не вызвать вопросов.

Официально пока известно следующее: Есиповский возвращался ранним утром в воскресенье, 10 мая, в Иркутск после облета территории на побережье озера Байкал, на которой в ближайшие годы должна разместиться особая экономическая зона с приоритетным развитием туризма. Называется эта местность Большое Голоустное. Вертолет разбился в таежном урочище Малышкино, в 18 км от ближайшего поселка Листвянка, который, в свою очередь, находится в 60 км южнее Иркутска. В машине было четыре человека: сам губернатор Есиповский, вице-премьер областного правительства Михаил Штонда, пилот Виктор Кунов и охранник Александр Шостак. Все они погибли.

Расследование катастрофы займет, вероятно, около двух недель, включая несколько дней работы на месте, в забайкальской тайге. Ввиду сложности природных условий Байкальский поисково-спасательный отряд заранее разбил на месте ЧП лагерь и расчистил площадку для вертолетов МЧС (для вывоза останков погибших) и Иркутского авиационного завода (для эвакуации обломков машины).

Правительственную комиссию возглавляет начальник управления Межгосударственного комитета (МАК), заслуженный пилот России Георгий Ячменев. В ее составе, как положено, представители Росавиации, Росаэронавигации, Ространснадзора. Причем в Иркутск вылетел министр транспорта РФ Игорь Левитин. Руководство Иркутской областью пока осуществляет первый заместитель главы правительства региона Сергей Сокол.

«Источники в правоохранительных органах» уже довели до прессы предварительные выводы о том, что никакого «криминала», в смысле - террористического акта, в данной ситуации не просматривается. Авария носит техногенный характер – то есть сломался вертолет. Тем не менее, возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 («нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц») УК РФ. Статья предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет, - если будут найдены живые виновники аварии.

Понятно, что столь общие сведения не могут удовлетворить ту часть российской общественности, что обеспокоена продолжающимися авариями такого рода. На поверхности лежат несколько вопросов, и один из них – о цели полета. «Облет территории будущей туристической зоны» - звучит слишком неконкретно.

Такая неконкретность не могла не вызвать и подозрений, особенно с учетом совсем еще свежей истории, когда в январе на Алтае тоже на вертолете разбился полномочный представитель президента РФ в Государственной думе Александр Косопкин. Напомним, что вскоре после трагедии выяснилось: погибшие высокопоставленные чиновники летели на охоту на редких и особо охраняемых животных – алтайских баранов-архаров.

В этот раз некие «иркутские СМИ» - вероятно, оппозиционные – уже выдвинули версию, что и губернатор Есиповский тоже летел на охоту или возвращался с нее. «Охотничью» версию тут же опровергли директор Прибайкальского национального парка Олег Апанасик и глава Иркутского территориального управления РосОЭЗ Игорь Шпаков. "Охота с вертолета в том районе невозможна, - заявил Апанасик. - Это место труднодоступно. Добраться туда можно только техникой на гусеничном или на пневмоходу. Возможности для посадки вертолета также нет - не имеется вертолетных площадок или открытых мест. Я связываю этот пролет с исполнением губернатором своих рабочих обязанностей".

Другой вопрос связан с крайне подозрительным фактом отсутствия на борту второго пилота. В самых первых сообщениях о смерти губернатора говорилось, что разбились пять человек, потом число погибших сократилось до четырех: как выяснилось, на борту не было второго пилота. А по версии тех же «иркутских СМИ», пилота не просто не было, а он отказался лететь. Причем уже точно известно, что полет не был надлежащим образом оформлен и согласован - значит, были причины для отказа. В ходе скандала вокруг падения вертолета Александра Косопкина тоже говорилось, что пилотов «заставили лететь». Губернаторский пилот, в принципе, мог решить, что даже конфликт с высоким шефом все-таки не страшнее смерти.

Теперь о самой машине. В первых сообщениях говорилось, что это был легкий многоцелевой вертолет Bell-427, разработанный американской фирмой Bell Helicopter Textron при участии южнокорейской фирмы Samsung Aerospace Industries. Но потом были сделаны уточнения. По официальным данным Минтранса РФ, разбился вертолет Bell-407, изготовитель Bell Helicopter Textron Canada, Ltd, серийный номер 53691. Собственник - физическое лицо: Шмаков Сергей Александрович, зарегистрированный в Московской области.

Хотя Bell-407 и Bell-427 – машины родственные, между ними есть существенная разница. В отличие от 427-го управлять 407-м должны два пилота, и только по крайней надобности один.

Исполняющий обязанности губернатора Сергей Сокол уже сообщил журналистам, что вертолет «был зарегистрирован на частное лицо и использовался по договоренности с правительством области». Формулировка, однако, довольно расплывчатая. «Вертолет только что появился, Есиповский летал на нем один-два раза», - сказал Сокол. В первых сообщениях вертолет характеризовался как «подержанный». Однако в разговоре с корреспондентом «Росбалта» пресс-секретарь Сибирского регионального управления МЧС Дмитрий Кудрявцев подчеркнул, что вертолет был «совершенно новый и зарегистрирован где-то в Москве».

«Частное лицо», на которое зарегистрирован разбившийся вертолет, - это житель подмосковного города Мытищи Сергей Шмаков. Богатый бизнесмен, возглавляющий строительную компанию «Сапсан». Еще в прошлом году журнал «Деньги» писал, что «бизнесом он начал заниматься в 1989 году, продавая холодильники, а с 1991 года его компания первой стала возводить коттеджные поселки в Подмосковье».

Кроме малой авиации, Шмаков увлекается – точнее, раньше увлекался – автоспортом. В 1993 году он на собственные деньги организовал гоночную команду, с которой в 2003-м стал абсолютным чемпионом России по ралли-рейдам, в 2004 и 2006 гг. получил кубок мира. Затем Шмаков провел первые частные соревнования «Кубок Сапсана», а потом принял участие в гонках Париж-Дакар, где занял 11-е место.

Это хобби, вероятно, и свело его с покойным губернатором Игорем Есиповским. Как напоминают сибирские журналисты с сайта Tayga.info, Есиповский также интересовался автоспортом - гонками он увлекся еще будучи президентом "АвтоВАЗа". «Возможно, с Сергеем Шмаковым он познакомился именно благодаря общим увлечениям. 7 марта губернатор принимал участие в гонке "Байкальский лед", однако на пьедестал почета так и не попал - на 35-м круге его машина неожиданно перевернулась и вылетела за ограждение», - рассказывает Tayga.info. Сам губернатор тогда не пострадал.

Как бы там ни было, вопросы остаются. В каких экономических отношениях находился губернатор Иркутской области с богатым подмосковным бизнесменом? На какие именно средства – казенные, личные? – арендовал он у него вертолет, стоимость которого измеряется миллионами долларов? Понятно, что у первого лица столь отдаленного и обширного региона должен быть вертолет, но все-таки как это полагается оформлять по закону? И что произошло со вторым пилотом?

Напомним, что Игорю Есиповскому было 49 лет. Он вступил в должность губернатора Иркутской области 22 ноября 2008 года, сменив на этом посту ушедшего в отставку Александра Тишанина. Игорь Есиповский получил высшее экономическое и высшее военное командное образование (Московский авиационный институт, курсы Военной академии Генерального штаба ВС РФ). В 2000–2005 годах – руководитель департамента товаров и технологий двойного применения ФГУП «Рособоронэкспорт», в 2005–2006 годах – гендиректор-президент ОАО «АвтоВАЗ», председатель совета директоров совместного предприятия «GM-AвтоВАЗ».

Леонид Смирнов