Posted 13 июня 2009,, 06:37

Published 13 июня 2009,, 06:37

Modified 1 апреля, 17:42

Updated 1 апреля, 17:42

В график движения трамваев в Москве вписалась конка

13 июня 2009, 06:37

МОСКВА, 13 июня. В центре столицы в субботу пройдет парад старинных трамваев, посвященный 110-летию этого вида транспорта в Москве. На самом торжественном участке – на Чистопрудном бульваре – шествие возглавит пара лошадей, запряженных в настоящий вагон конки. Подобная повозка появится на улицах столицы впервые с 1912 года, когда конка в Москве окончательно уступила рельсы трамваю, пишет "Вечерняя Москва".

"Жалкие остатки артефакта в виде шасси со стальной рамой обнаружили в середине 1990-х годов в трамвайном депо им. Апакова энтузиасты из Общества любителей городского транспорта, – рассказал замдиректора Музея пассажирского транспорта Мосгортранса Михаил Егоров. – Последние десятилетия на нем размещалась вышка для ремонта контактной сети".

На воссоздание вагона ушел год работы реставраторов Трамвайно-ремонтного завода и три кубометра ценных пород бука и дуба (львиная доля кузова коночного вагона делалась из тонких, практически фанерных, листов сложного профиля). Дело осложнялось тем, что в Москве не уцелело ни единого рабочего документа по внешнему виду и внутренней отделке экипажа – в отличие от Северной столицы, где, впрочем, использовались массивные английские изделия, а не французские, как в Москве. Поэтому конструктору Андрею Дмитриеву пришлось максимально использовать дореволюционные архивные снимки, где этот вид общественного транспорта просматривался более-менее четко.

Первый выезд 38-местного вагона (20 мягких кресел внизу плюс 18 деревянных сидений на открытом всем ветрам империале) планировался еще 10 лет назад – на ретропараде, посвященном 100-летию московского трамвая. Но тогда юбилейные торжества отменили из-за взрывов жилых домов в Печатниках и на Каширке. По странному стечению обстоятельств, к которому примешалась изрядная доля невезения, конка с тех пор так ни разу и не участвовала в массовых московских праздниках, эпизодически засвечиваясь лишь на профессиональных отраслевых выставках в статической экспозиции.

Сейчас пара лошадей-«спортсменок» уже освоилась в непривычной роли тягловой силы общественного транспорта и готова к субботнему старту. Как рассчитывают трамвайщики, с полной пассажирской загрузкой это транспортное средство в состоянии развить на современных рельсах скорость 8 км/час. К сожалению, на длительную поездку зевакам рассчитывать не приходится. Иначе у трамваев, плетущихся за конкой по-черепашьи медленно, сгорят тормозные сопротивления.

Опытная пассажирская линия конно-железной дороги от нынешней площади Революции через Трубную и Страстную площади до Смоленского (Белорусского) вокзала была открыта 7 июля (н. ст.) 1872 г. Первая сеть регулярных пассажирских сообщений от Иверской часовни по Неглинной ул. до Петровского путевого дворца запущена в конце 1874 г. Максимальное развитие конно-железнодорожного транспорта в Москве приходится на 1890-е гг. – 25 линий.