Posted 15 июня 2009,, 07:14

Published 15 июня 2009,, 07:14

Modified 1 апреля, 17:41

Updated 1 апреля, 17:41

«Кинотавр»: коронация «Волчка»

15 июня 2009, 07:14
Закрытие XX российского фестиваля «Кинотавр» совпало с празднованием 100-летия Сочи. Городские торжества продолжались долго и были обставлены с милой курортной пышностью.

Закрытие XX российского фестиваля «Кинотавр» совпало с празднованием 100-летия Сочи. Городские торжества продолжались долго и были обставлены с милой курортной пышностью.

Церемония в Зимнем театре, напротив, получилась лаконичной, строгой и чуждой попсовому шику: рамка из двух песен сладкоголосого Валерия Меладзе выглядела вполне извинительной уступкой черноморским вкусам.

Актерский конферанс Марии Шалаевой и Артура Смольянинова не утомил многословием: ведущие стремительно вызывали одного за другим членов жюри, а те также стремительно, в телеграфном жанре, объявляли победителей.

В отличие от предыдущих лет никаких утечек из Красной поляны, куда вывезли жюри под руководством Сергея Сельянова для кулуарной работы, не случилось, и интрига сохранялась до последнего момента.

Накануне до двух часов ночи продолжалось заседание киноведов и критиков, в результате которого лауреатами приза пишущих стали «Волчок» Василия Сигарева и «Кислород» Ивана Вырыпаева, набравшие по 11 голосов. По окончании последней церемонии «Кинотавра»-2009 стало ясно, что большое жюри совпало с критиками во мнениях: его главными избранниками стали те же самые фильмы и их создатели.

У «Волчка», режиссерского дебюта екатеринбургского драматурга Василия Сигарева, более всего известного пьесой «Пластилин», после конкурсного показа образовалось немало не только запальчивых сторонников, но и противников, обвинивших его в эксгумации «чернухи» и попытке перепродать ее труп легковерным и простодушным по новым ценам.

Сигарев, и правда, преподнес совсем не коробочку леденцов, а жесткую, жуткую историю матери и дочери, где женские боли и страсти, инстинкты и чувства раскаляют серый воздух добела, до беззвучного вопля. Ожидавшие от автора финальной пощады в виде катарсиса или хотя бы намека на него в своих ожиданиях обманулись: Сигарев сознательно пошел до конца, до предела и даже запредела.

Никто не верил в готовность жюри к столь радикальным жестам, как коронация такого фильма: предполагали, что от «Волчка» откупятся призом за лучший дебют. А получилось, что этот приз вовсе выпал из наградного реестра за отсутствием необходимости в нем: дебютный «Волчок» взял три награды, включая главную (лучшими признали сам фильм, написанный Сигаревым сценарий и роль матери, исполненную его супругой Яной Трояновой, тоже дебютанткой).

В свою очередь «Кислород» удостоился наград за режиссуру и музыку. Все предположения насчет кандидата на мужской актерский приз – тут в победители прочили Виктора Сухорукова из «Сынка» Ларисы Садиловой, Сергея Горобченко из «Миннесоты» Андрея Прошкина и Евгения Сытого с Сергеем Дрейденом из «Сумасшедшей помощи» Бориса Хлебникова – разбились о совершенно неожиданный выбор Бориса Каморзина, исполнившего в фильме-эскизе Николая Хомерики «Сказка про темноту» роль-эскиз милиционера Димыча.

Лучшую операторскую работу жюри обнаружило в фильме Игоря Волошина «Я». Видимо, доверившись в этом вопросе экспертному мнению одного из своих членов – оператора Михаила Аграновича. Наконец, драма Алексея Мизгирева «Бубен, барабан» удостоилась спецупоминания без указаний на конкретные достоинства.

По окончании церемонии состоялась премьера не менее радикального, чем решение жюри, экспериментального фильма Григория Константинопольского «Кошечка», представляющего собой мини-коллекцию новелл – снятых на видео актерских монологов. В одной из новелл Михаил Ефремов сыграл состарившуюся балерину, в другой Виктор Сухоруков – младенца.