Posted 22 июня 2009,, 12:51

Published 22 июня 2009,, 12:51

Modified 1 апреля, 17:37

Updated 1 апреля, 17:37

Образование без стандартов

22 июня 2009, 12:51
На сайте Минобрнауки РФ опубликованы три варианта проектов новых федеральных государственных стандартов общего образования. Однако ни в один из них не вошла образовательная область «Духовно-нравственная культура», хотя ранее государство и Церковь как будто бы договорились об этом.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл напомнил министру образования и науки РФ Андрею Фурсенко о необходимости соблюдения договоренностей, касающихся преподавания в российских школах Основ православной культуры (ОПК). Родной язык, литература, краеведение, как и ОПК, изучаемые школьниками в рамках национально-регионального компонента федерального образовательного стандарта, ликвидированного принятым в конце 2007 года законом № 309, пока ждут своего лоббиста, сравнимого по авторитету с предстоятелем Русской Православной Церкви (РПЦ). Из идеи объединения усилий РПЦ и местных активистов, на что надеялись некоторые деятели татарского национального движения, ничего не вышло. Стоявшие перед ними задачи оказались слишком разными. Каждый пошел своим путем, и лишь время покажет, не стало ли это стратегической ошибкой как Церкви, так и борцов за преподавание в школах родных языков.

1 июня на официальном сайте Минобрнауки РФ были опубликованы три варианта проекта новых федеральных государственных стандартов общего образования. Однако ни в один из них не вошла образовательная область «Духовно-нравственная культура», включающая учебный предмет по ОПК, хотя ранее государство и Церковь как будто бы договорились об этом. «В течение последнего десятилетия Церковь и государственная власть плодотворно сотрудничали в области духовно-нравственного образования и воспитания», – говорится в письме патриарха министру, на днях опубликованном в СМИ. Последняя встреча патриарха с Андреем Фурсенко, на которой договоренности получили очередное подтверждение, прошла 19 марта с участием главы администрации президента РФ Сергея Нарышкина и его первого заместителя Владислава Суркова.

Во своем письме предстоятель РПЦ обратился к министру Фурсенко с «убедительной просьбой …включить учебные предметы по изучению основ православной культуры, других традиционных религиозных культур, светской морали и этики в обязательную часть Базисного учебного плана стандарта общего образования второго поколения, либо предусмотреть иной механизм для их изучения в часы, отведенные в пределах допустимой аудиторной учебной нагрузки». Он также попросил министра ввести официальных представителей РПЦ в рабочую группу по разработке федеральных государственных образовательных стандартов и во все структуры, связанные с их принятием и утверждением.

Первоначально планировалось, что жить «по 309-му закону» придется уже с будущего учебного года, однако не готовыми к этому оказались не только преподаватели Основ православной культуры и национальные республики. «Нет учебников, нет, собственно, и самих новых стандартов, - разъяснил «Росбалту» председатель комитета Государственного совета Республики Татарстан (РТ) по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев. – В течение двух недель после публикации на сайте Минобрнауки эксперты могли дать свое заключение. Из имеющихся вариантов мы одобрили тот, что подготовлен Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования, но и к нему у нас очень много претензий. Все необходимо серьезно дорабатывать». В итоге 1 сентября закон начнет реализовываться только в тех регионах, которые согласятся на это в порядке эксперимента (для всех остальных «час Х» пробьет в 2010 году). Татарстана среди них практически наверняка не будет. «Проблема осталась, мы просто получили отсрочку на год», - заметил Разиль Валеев.

Пути ее решения обсуждались на прошедшей в Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете конференции с говорящим названием «Сохранение и развитие родных языков в условиях многонационального государства: проблемы и перспективы». «Мы не опускаем руки, продолжаем ездить в Москву, в Государственную думу, - заверила собравшихся зампред Госсовета РТ Римма Ратникова. – Идут интенсивные консультации, появляются ростки понимания, – но, увы, пока только ростки». Что касается госсоветовской законодательной инициативы, направленной в Госдуму 24 апреля 2008 года и предусматривающей предоставление субъектам РФ возможности «формирования региональной и (или) национально-региональной частей обязательной части основной образовательной программы федеральных государственных образовательных стандартов», то ее рассмотрение, по словам Ратниковой, «откладывается, и в ее нынешнем виде она, скорее всего, не пройдет».

«Ищем вариант, который удовлетворил бы все национальные республики, - отрапортовал депутат Государственной думы Ильдар Гильмутдинов. – Мы будем и дальше искать точки соприкосновения с Минобрнауки, позволяющие усилить федеральный стандарт в части изучения родных языков». «Ну, ищите», - не разделили его пафос профессора ТГГПУ с задних рядов. «Решение будет найдено! – постарался вселить в слушателей оптимизм депутат Гильмутдинов. – Но нужна предметная, конкретная работа, а не просто заявления, что все плохо».

Удивительно, но конференцию, формально посвященную двухсотлетию казанской школы тюркологии, не почтил своим присутствием ни один представитель Генерального консульства Турции. Зато в зале практически в полном составе присутствовали их иранские коллеги. Приветственное слово генкосула Ирана в Казани, как всегда, отличалось оригинальностью. Реза Багбан Кондори указал, что родным для каждого человека является язык его матери, на котором ему пели колыбельные, что литература воспитывает мужество, героизм и другие положительные качества, упомянул проблему сепаратизма (при этих словах, хотя они прозвучали в негативном контексте, некоторые члены президиума ощутимо напряглись) и «фронты войны», а закончил напоминанием о тесных татарско-иранских связях и чтением бейта известного иранского поэта Хагани о «татарской серне» и ее амбре, славившейся некогда на весь Восток.

Впрочем, представители турецкого научного сообщества все-таки «побывали» в ТГГПУ посредством компьютерного «моста», и это стало самой комичной частью собрания. Сначала веб-камера показала известного тюрколога, профессора Мармарского университета Надира Давлета. После его приветствия, произнесенного во вполне научной атмосфере – на фоне книжных полок - организаторы вышли на связь с руководителем татарской общественной организации в турецком Измире. По-видимому, его застали врасплох, так как мужчина начал судорожно застегивать распахнутую на груди рубаху и в смущении ограничился тем, что передал собравшимся привет. На стене за его спиной висела женская блузка и юбка, в комнате стояли какие-то предметы далеко не научного обихода. Но наибольшие эмоции вызвало третье прямое включение: сидевший перед компьютером человек в панике бросился вон из кадра, поскольку из одежды на нем были только семейные трусы. Эта картина немало повеселила публику – таким образом все убедились, что в Турции сейчас жарко.

После нескольких минут здорового смеха участники конференции вновь вернулись к теме национально-регионального компонента. «Неужели мой родной язык останется только компонентом, исключенным из федерального стандарта? – задался риторическим вопросом вице-президент Академии наук РТ Азат Зиятдинов. – Компонентом чего? Нет языка – нет народа. Закон такого содержания не должен войти в силу». Председатель исполкома Всемирного конгресса татар Ринат Закиров высказался еще жестче. «На протяжении всей истории после вхождения в состав российского государства татарам приходилось противостоять политике ассимиляции и христианизации, - указал он. – Российское руководство встает на порочный путь создания «единой российской гражданской нации», как ранее советское пыталось сконструировать новую историческую общность – советский народ. Почему народы РФ должны постоянно бороться за то, что положено им по Конституции и международному праву?».

Ринат Закиров отмел предположения, что татарские родители сами не хотят, чтобы их дети изучали родной язык. По его мнению, они «загнаны в искусственную ситуацию, когда национальное образование лишено всяких перспектив развития». При этом многие участники конференции с тревогой отмечали снижение интереса абитуриентов к языковым специальностям и узость круга применения татарского языка, – и это, заметим, в Татарстане… «Работайте с родителями, поднимайте мотивацию изучения родного языка!» - призвала руководитель Центра национальных проблем образования Федерального института развития образования Ольга Артеменко, неоднократно бывавшая в Казани и отстаивавшая целесообразность закона № 309.

«Мы хотим, чтобы родные языки преподавались в обязательной части образовательной программы», - сформулировали общее мнение татарские педагоги и ученые. Сейчас этот вопрос остается на усмотрение «участников образовательного процесса», то есть в первую очередь родителей, и финансирование субъектов Федерации. Казанцы давно высказывают небезосновательные опасения, что такая ситуация ударит в первую очередь по татарам, проживающим вне пределов РТ, где их больше, чем в самой республике. И татарские школьники, компактно проживающие, например, в Челябинской области, вообще лишатся возможности изучать родной язык, потому что в местном бюджете не найдется денег или родители из конъюнктурных соображений решат, что важнее, допустим, английский.

С другой стороны, сейчас изучение государственных языков субъектов РФ во всех вариантах примерных учебных планов стоит в обязательной части основной образовательной программы. Полгода назад этот вопрос еще только вносился в рекомендации посвященных данной теме «круглых столов». За год «отсрочки» татарстанские и другие лоббисты-«националы», возможно, все же сумеют добиться включения в инвариантную часть программы и родных языков. И это станет «серьезным вкладом в консолидацию российских народов», - заметила по этому поводу Римма Ратникова.

Яна Амелина