Posted 13 июля 2009,, 11:42

Published 13 июля 2009,, 11:42

Modified 1 апреля, 17:23

Updated 1 апреля, 17:23

Историки назвали справедливым переименование Ленинградского вокзала

13 июля 2009, 11:42

МОСКВА, 13 июля. Переименование Ленинградского вокзала Москвы в Николаевский исторически справедливо, заявил заместитель директора Института российской истории РАН Владимир Лавров.

Напомним, информация о том, что Ленинградский вокзал переименован в Николаевский указом президента РЖД Владимира Якунина, появилась 9 июля. Сообщение вызвало настоящий скандал: так, активисты КПРФ назвали этот факт «идеологической провокацией» и «чрезвычайным происшествием». Не вызвала инициатива Якунина положительной реакции и у большинства москвичей – согласно опросу, проведенному 9 и 10 июля в российской столице, у этой идеи больше противников (66%), нежели сторонников (17%). Необдуманным решением назвала переименование и губернатор Петербурга Валентина Матвиенко.

При этом в эфире радиостанции «Эхо Москвы» в четверг глава РЖД Владимир Якунин подчеркнул, что ОАО «РЖД» намерено продолжать работу по возвращению вокзалам их исторических названий.

Позже в официальном сообщении пресс-служба РЖД опровергла информацию о переименовании, заявив, что решение о возвращении Ленинградскому железнодорожному вокзалу Москвы исторического названия – Николаевский — пока не принято, однако этот вопрос действительно обсуждается. Вызвавшее большой общественный резонанс сообщение пресс-служба госмонополии назвала "технической накладкой".

Между тем, Институт российской истории РАН в результате исследования, проведенного по заказу РЖД, пришел к выводу, что переименование исторически справедливо. Как передает РИА «Новости», об этом заявил сегодня заместитель директора института Владимир Лавров.

"Принимая во внимание исторические заслуги императора Николая Первого в основании железнодорожного дела в России и инициирование им строительства этого вокзала, Институт российской истории считает исторически справедливым возвращение Ленинградскому вокзалу названия Николаевский", - говорится в заключении, которое зачитал Лавров.

В свою очередь зампредседателя комиссии по коммуникациям, информационной политике и свободе слова Общественной палаты РФ Елена Зелинская сообщила, что комиссия подготовила письмо, в котором предлагает создать специальную комиссию по топонимике (наука о происхождении слов), в которую вошли бы историки, общественные деятели, представители руководства, чтобы выработать систему изменения исторических названий в России.

"На наш взгляд, необходимо, чтобы в стране была понятная практика на эту тему", - сказала Зелинская.

Со своей стороны руководитель общественного движения "Возвращение", которое выступило инициатором возвращения вокзалу дореволюционного названия, Юрий Бондаренко заявил, что все необходимое законодательство в стране есть, нужна только воля и желание применять его.

Он также напомнил об инициативе переименования станции московского метро "Войковская", по его словам, этот вопрос в компетенции мэра Москвы. Бондаренко высказал мнение, что против такого переименования не выступила бы ни одна политическая партия, включая коммунистов.

Ленинградский вокзал - самый старый вокзал Москвы, он был построен в 1844-1851 годы на Каланчевской (ныне Комсомольская) площади по проекту архитектора Константина Тона и с 1856 назывался Николаевским. В феврале 1923 года приказом народного комиссара Феликса Дзержинского Николаевская дорога была переименована в Октябрьскую. Имя "Октябрьский" получил и вокзал. А через год в связи с переименованием "северной столицы" вокзал стал называться Ленинградским.

Вокзал был назвал в честь Николая Первого его сыном Александром Вторым после его прихода к власти, и не случайно. Именно Николай Первый стоял у истоков создания железных дорог в России.

В феврале 1842 года император Николай Первый подписал указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург - Москва. Подготовить проект пассажирских зданий в обеих столицах было поручено архитектору Тону, который спроектировал Екатерининскую церковь в Петербурге, храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец в Москве.

Для строительства вокзала в Москве было выбрано место на пустыре у Каланчевского поля. В Санкт-Петербурге возвести вокзал было решено на Знаменской площади у Невского проспекта. Вокзалы в обеих столицах возводились по единому проекту.

Ленинградский вокзал несколько раз переоборудовали, а в 1977 году реконструировали и выстроили новые здания.