Posted 25 июля 2009,, 07:00

Published 25 июля 2009,, 07:00

Modified 1 апреля, 17:15

Updated 1 апреля, 17:15

Автоаварийная система

25 июля 2009, 07:00
В Ростовской области скорбят по погибшим в страшном ДТП. Масловоз вылетел на встречную полосу и ударил автобус в лоб. Большое количество жертв говорит о том, что грузовик шел по трассе с огромной скоростью.

В Ростовской области 25 июля 2009 года объявлено днем траура по погибшим в страшной автокатастрофе.

Инцидент произошел на 1107-м километре федеральной трассы М4 «Дон», протянувшейся от Москвы до Новороссийска. Эта дорога, кстати, считается одной из самых аварийно-опасных в России. Поток машин, ежедневно движущихся по трассе, значительно превышает ее пропускную способность.

Рейсовый автобус шел из Краснодарского края по маршруту Курганинск – Ростов-на-Дону – Таганрог. Авария произошла 24 июля в 12:48 мск, когда автобус пересек границу регионов, на территории Азовского муниципального района Ростовской области. По основной версии, виновником гибели людей стал водитель автоцистерны с госномером «РТ 6949». Грузовик вылетел на встречную полосу и ударил автобус в лоб. По свидетельству очевидцев, салон мгновенно превратился в искореженную груду металла.

На месте сразу погибли 19 человек, в том числе оба водителя. Такое количество жертв говорит о том, что грузовик шел по трассе с огромной скоростью.

Первыми на место происшествия прибыли сотрудники ДПС – совсем недалеко расположен пост ГАИ. Сигнал на пульт «скорой помощи» поступил уже через несколько минут, и на 1107-й километр стали съезжаться «неотложки». Вскоре дорога была перекрыта машинами экстренных служб: десятки карет «скорой помощи» приехали из села Самарское, городов Батайска и Ростова, а также Краснодарского края, на место прибыли два пожарных расчета, спасатели МЧС.

Возгорания машин не произошло, однако пожарные принялись поливать грузовик водой. Это был масловоз, который сначала приняли за бензовоз. Цистерна была пуста, а пары бензина легко воспламеняются.

Врачи ожидали большого количества раненых, но выжить удалось немногим. Пострадавших повезли в больницы Самарского и Батайска, двое раненых умерли в дороге. Таким образом, число погибших достигло 21 человека. Среди них – один ребенок. Еще одного тяжело раненного – с переломом позвоночника – доставили в больницу скорой медпомощи в Ростове. В Самарское и Батайск из Ростова приехали хирурги и травматологи для оказания квалифицированной помощи, а также психологи.

Среди погибших есть жители как Ростовской области, так и Краснодарского края. Под Ростов уже начали прибывать родственники умерших и пострадавших пассажиров. Родные раненых размещены в здании батайской больницы. Родственников погибших, которые приехали для опознания, размещают в Азове. «В Ростовской области, к сожалению, имеется горький опыт по проведению идентификационной работы», – констатировала министр здравоохранения РО Татьяна Быковская. Сначала специалисты производят фотографирование тел, транспортированных в морги. Родственникам предстоит прежде опознать своих близких на мониторе компьютера.

По факту гибели людей возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц». В связи с особой значимостью по указанию генпрокурора уголовное дело передано в производство главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по ЮФО.

Произошедшее под Ростовом удостоилось внимания первого лица России. «Это, к сожалению, не частный случай. Это система», – сказал Дмитрий Медведев на совещании с членами Совета Безопасности. Президент РФ потребовал, чтобы госавтоинспекция и другие правоохранительные органы «навели на дорогах порядок».

Катастрофа под Ростовом стала второй за несколько дней в России, где погибли пассажиры автобусов. 20 июля на трассе Новосибирск – Павлодар перевернулся автобус, в результате чего погибли восемь человек. А утром 25 июля слова о «системности» проблемы подтвердило происшествие на МКАД, где «КамАЗ» врезался в пассажирский автобус, стоявший на остановке.

Ежегодно на дорогах России гибнет несколько десятков тысяч человек. В последние годы, в результате комплекса принятых мер, число погибших снижается. И, тем не менее, как отметил по итогам прошлого года глава МВД Рашид Нургалиев, «из стран европейского сообщества в нашей стране самый большой показатель смертности от ДТП». Другое дело, что громкий резонанс получают лишь случаи, подобные тому, что произошел 24 июля.

В чем причина смертей на дорогах? Здесь надо согласиться с констатацией факта о «системности» факторов. Среди последних называют непрофессионализм и безответственность водителей, состояние дорог и плохую работу госавтоинспекторов. Все эти источники бед рассматриваются в качестве причин трагедии под Ростовом.

«Сегодня развелось много частных автомобилей, – заметил прибывший на место ДТП начальник департамента ОБДД МВД РФ Виктор Кирьянов. – В данном случае – автомобиль, который перевозит масло. Как он эксплуатируется – трудно что-то доказать». Претензии, если происходит трагедия, предъявляются водителям. В авариях с легковушками это справедливо – лихачество на дорогах считается некоей удалью. Что же касается водителей грузовиков, то они, превышая скорость, часто лишь выполняют указания начальников о скорейшей доставке грузов.

Участок дороги, где столкнулись автобус и автоцистерна, считается отвечающей всем необходимым требованиям. Но это в том случае, если принять данностью соблюдение автовладельцами требуемых норм ПДД. Однако существующая дорожная сеть, как заметил недавно Рашид Нургалиев, не рассчитана «на современную интенсивность движения». На том же участке дорога нередко перегружена автомобилями. Многие, желая успеть по своим делам и компенсировать время, потерянное в пробках, идут на превышение скоростного режима, «подрезают» соседей по дороге. Налицо диспропорция между количеством авто с недисциплинированными водителями и возможностями трассы.

Наконец, еще один фактор – инспекторы. Ростовская область – регион, транзитный для автомобилистов и пассажиров, направляющихся из европейской части страны к Черному морю и обратно. Поэтому форумы и блоги Интернета заполнены комментариями в адрес ростовских (и краснодарских) гаишников. Основная претензия: поборы на дорогах. Если верить активным пользователям Интернета, то многие автоинспекторы работают не ради предотвращения нарушений ПДД, а ради наказания нарушителей. Тем самым нарушения правил оказываются даже выгодны инспекторам.

Сложение вместе всех факторов и дает негативную систему, приводящую к трагедиям, подобным аварии на 1107-м километре трассы «Дон».

Дмитрий Ремизов