Posted 14 августа 2009,, 07:19

Published 14 августа 2009,, 07:19

Modified 1 апреля, 17:02

Updated 1 апреля, 17:02

Вера Глаголева победила в «Одной войне»

14 августа 2009, 07:19
На выборгском кинофестивале «Окно в Европу» завершился третий конкурсный день. Скорее всего, ни у одного из уже показанных игровых конкурсантов нет шансов получить «Золотую ладью», да и «Серебряную» – тоже.

На выборгском кинофестивале «Окно в Европу» завершился третий конкурсный день. Скорее всего, ни у одного из уже показанных игровых конкурсантов нет шансов получить «Золотую ладью», да и «Серебряную» – тоже.

Известный мосфильмовский продюсер Владимир Литвинов представил в эти дни два своих фильма, но если «Люди добрые» режиссера Алексея Карелина вызвали у фестивальной публики сдержанные чувства в диапазоне от спокойного одобрения до безразличия, то фантасмагория Валерия Лонского «Двойная пропажа» стала причиной всеобщего ропота и недоумения.

«Люди добрые» сделаны по мотивам пьесы Владимира Гуркина, более всего известного как автор шлягера «Любовь и голуби». Только если в «Голубях» любовный треугольник состоял из мужчины, его жены и разлучницы, то в «Людях» на одну героиню приходится двое претендентов, а все дело происходит сначала в военной, а потом в послевоенной деревне.

Отвоевавший мужик возвращается домой, но не сразу, а через пять лет: так сложились обстоятельства. За все эти годы от него не было ни строчки. Жена, распростившись с ним как с пропавшим без вести, связала жизнь с местным милиционером. Более чем мелодраматическая коллизия не предала фильму Карелина чрезмерной слезливостип, а скромный бюджет не помешал режиссеру вместе с оператором Юрием Невским создать вполне пристойное изображение – без картона, ряженых и пустот. Претензий на художественный прорыв здесь нет, но и профессионального неприличия – тоже. Главную женскую роль исполнила московская актриса Татьяна Яковенко, неизменно участвующая в проектах продюсера Литвинова (к тому же здесь они выступают еще и как сопродюсеры). В главных мужских ролях заняты петербургские актеры. Для Александра Чевычелова из БДТ (он сыграл возвращенца) – это первая серьезная работа в кино. Для Валерия Кухарешина (милиционер) – она далеко не первая, но назвать его кинематографическую судьбу состоявшейся или хотя бы интересной, как театральная, пока не получается.

«Двойная пропажа» не заслуживает ни добрых слов, ни, по большому счету, слов вообще. История загадочного исчезновения женщины во время циркового представления изложена довольно авангардным драматургическим способом. Произошедшее пересказывается семь или восемь раз героями друг дружке. В сухом остатке – два вопроса.

Первый: какие цели преследовал Минкульт, принимая решение материально вложиться в съемки «Пропажи», единственный шанс которой – запродаться за недорого какому-нибудь телеканалу для стыдливого показа субботним вечером?

Второй: зачем выборгский фестиваль нагрузил этой «Пропажей» свой конкурс? Для рабочей фестивальной пятидневки вполне хватило бы десяти фильмов, если больше кондиционного товара не набирается. Можно было, в конце концов, не показывая «Пропажу» вовсе, пригласить, тем не менее, режиссера Лонского с устными рассказам и о ней. Так как на пресс-конференции он был чрезвычайно красноречив, и у журналистов сложилось впечатление, что фильм, который они посмотрели накануне, и фильм, которому посвящен яркий авторский монолог, – это два совершенно разных произведения. Впрочем, с авторами подобное случается часто.

Если «Люди добрые» и «Двойная пропажа» – это попытки освоить жанр, то две молодые барышни, Екатерина Толдонова и Галина Мезенцева, сыграли на поле кинематографического авторства (фильм «Государыня и разбойник»).

Толдоновой пришло на ум предположить, что могла иметь место аудиенция, назначенная Екатериной Второй пойманному ею Емельяну Пугачеву. И, исходя из этого предположения, она сочинила свой фильм-дуэль для двух главных героев, в течение полутора часов дискутирующих о бремени власти, русской душе и других существенных для отечественной жизни материях.

По сути, это, конечно же, телевизионный проект: он и она, минимум декораций, почти ноль натуры. Большому экрану выдержать такое – в режиме не слишком активной и изобретательной режиссуры – непросто. Даже если актеры хороши, а они хороши: Екатерину воплотила киевская актриса Алена Ивченко, бунтовщика Пугачева – Дмитрий Муляр из Театра на Таганке, известный по фильмам «Рагин», «Космос как предчувствие», сериалу «Громовы» и другим.

Мезенцева для своего дебюта выбрала сценарий по прозе Дмитрия Липскерова, каковая проза имеет своих читателей и почитателей, но не знает прецедентов интересного «перевода» на киноязык. Это слишком «литературная литература», и у Мезенцевой в «Окне для наблюдателя» тоже не вышло с ней справиться, а вышло претенциозное и аморфное киноэссе о поисках себя, муках творчества и всем том, чему в таком эссе-рефлексии положено быть.

На фоне этого «Окна» выгодно смотрелась «Одна война» Веры Глаголевой, показанная в программе «Выборгский счет». Прежние фильмы режиссера Глаголевой, особенно последнее «Чертово колесо», вызывали тихую печаль и сожаление о том, что такая красивая актриса тратит свое время и чьи-то деньги на зряшные упражнения, вместо того чтобы украшать собою чужие фильмы поклонникам на радость.

Но тут ей достался вменяемый сценарий Марины Сасиной про русских баб, приживших во время войны детей от оккупантов, и за это отправленных мыкать горе на северный остров. И Глаголева этот сценарий не испортила.

Очевидна перекличка ее «Одной войны» с «Попом» Владимира Хотиненко, который был показан вне конкурса как «фильм открытия», вызвав энергичное одобрение зрительного зала. Так что, не имея шансов на награды жюри, он, может статься, выиграет «Выборгский счет».

А может, победа тут достанется другому почтенному кинематографисту и к тому же мосфильмовскому директору Карену Шахназарову за «Палату 6», о постановке которой он мечтал еще во вгиковские времена. А потом, в 80-е годы, планировал осуществить этот фильм с Марчелло Мастроянни, но осуществил только сейчас – с Владимиром Ильиным. Ильин получил приз за лучшую мужскую роль на ММКФ. Лично Шахназаров не получил там ничего, и не исключено, что «Окно в Европу» найдет способ исправить положение.

Правда, Шахназаров на фестиваль не приехал – в отличие от Хотиненко, посетившего показ «Попа» вместе с супругой и исполнителем главной роли Сергеем Маковецким, который в первый день был нарасхват – и потому, что актер удивительный, и потому, что другие звезды на выборгский небосклон не высыпали.

Старожилы «Окна» вспоминали времена, когда этот небосклон был усеян довольно густо, и торжественное шествие в день открытия от гостиницы «Дружбы» до кинотеатра «Выборг» возглавляли первые лица нашего кино.

Шествию тогда предшествовал небольшой митинг около гостиницы, где трибуной служила деревянная ладья – одна из тех, что фигурировали в фильме Станислава Ростоцкого «И на камнях растут деревья». А потом ладьи заняли почетное место на набережной перед «Дружбой» и стали городскими символами. С годами, однако, эти символы обветшали и усилиями местного населения превратились сначала в распивочные, а потом и вовсе в помойку.

В нынешнем году, однако, Выборг преподнес самому себе и «Окну в Европу» сюрприз: прибывший московский фестивальный десант обнаружил, что вместо двух ладей-развалюх на набережной встала одна новенькая и пахнущая деревом красавица, за что президент фестиваля Армен Медведев и генеральный продюсер Геворг Нерсисян сказали главе города Георгию Порядину спасибо.

Первого «владельца» ладей, режиссера Ростоцкого – любимца и почетного жителя Выборга, а также неоднократного председателя жюри «Окна» – фестиваль не забыл и на второй день устроил выезд в островной город Высоцк, где Ростоцкий жил с середины 80-х. Город, конечно, более напоминает поселок, а домик режиссера, в свою очередь, ничем не напоминает размашистые особняки, которые повырастали вокруг него за последнее время. И это скромное жилище классика для вернувшихся из Высоцка гостей стало самым главным впечатлением.

Если уж зашла речь об истоках «Окна» и его традициях, то стоит вспомнить, что первым президентом фестиваля – до нынешнего президента Армена Николаевича Медведева и до его предшественника, уже ушедшего Саввы Яковлевича Кулиша, – был Марлен Мартынович Хуциев. И жаль, что «Окно в Европу» не догадалось или не решилось в нынешнем году, не самом счастливом для Хуциева и постыдном для тех, кто повел по отношению к нему недостойным образом, пригласить его на фестиваль на правах почетного гостя.