Posted 3 сентября 2009,, 14:11

Published 3 сентября 2009,, 14:11

Modified 1 апреля, 16:47

Updated 1 апреля, 16:47

«Детские» деньги не спасут автопром

3 сентября 2009, 14:11
В Госдуме родилась идея поддержать отечественный автопром при помощи материнского капитала - депутаты предлагают тратить «детские» деньги на автомобили. Эксперты уверены, что маткапитал производителям автомобилей не сильно поможет.

Законопроект, предусматривающий возможность приобретения автомобиля на средства материнского капитала, внес в нижнюю палату российского парламента депутат от фракции «Единая Россия» Анатолий Иванов. В пояснительной записке к законопроекту парламентарий объясняет свои мотивы тем, что назрела необходимость «усилить стимулирующую роль материнского капитала». Отметим, это уже не первая инициатива по использованию материнского капитала не по назначению - в начале 2009 года его разрешили тратить на частичное погашение ипотеки. Теперь взоры законотворцев пали на автомобильный рынок.

По мнению Иванова, автомобиль принесет несомненную пользу для семьи - как средство доставки детей в поликлинику, детский сад и школу, а также будет способствовать пополнению семейного бюджета (видимо,имеется в виду возможность зарабатывать частным извозом).

При этом средство передвижения, приобретаемое за материнские деньги, должно быть новым и сделанным в России. Кроме того, депутат предлагает разрешить гасить при помощи маткапитала кредит на уже купленные машины отечественного производства.

Дело в том, что размер материнского капитала — 312 тыс. рублей - как раз вписывается в стоимость большинства автомобилей модельного ряда «АвтоВАЗа» (кроме Priora и Kalina в дорогих комплектациях). Бюджетные иномарки, собираемые в РФ (например, модели Renault logan, Huyndai Accent и Shkoda Fabia) стоят немного дороже. Поэтому, если законопроект Иванова будет принят, решившим потратить маткапитал на "железного коня" придется довольствоваться линейкой вазовской классики и автомобилями семейства Samara. Эти машины имеют минимальный набор функций - на них не предусмотрен даже гидроусилитель руля, что необходимо женщинам для комфортного вождения автомобиля.

Таким образом, депутаты предпринимают еще одну попытку стимулировать отечественный автопром не рыночными мерами. В январе 2009 года правительство ввело запретительные таможенные пошлины на ввоз подержанных импортных автомобилей. За новые и трехлетние иномарки приходится платить пошлину в размере 30% (или от 1,2 до 2,8 евро за 1 куб. см объема двигателя), трех-пятилетние — 35% (или от 1,2 до 2,8 евро за 1 куб. см объема двигателя). На автомобили старше 5 лет процентная ставка не устанавливается, а пошлина составит от 2,5 до 5,8 евро — в зависимости от объема двигателя. За время действия пошлин ввоз иномарок б/у сократился до минимума, но традиционных российских производителей это не спасло - «АвтоВАЗ» из-за низких продаж простаивал весь август. В июле завод получил в качестве господдержки 25 млрд рублей, но и это не спасло предприятие.

Эксперты считают, что новая думская инициатива серьезного положительного эффекта не даст. «Сам по себе объем материнского капитала, который может быть востребован для покупки автомобилей, невысок. Скорее всего, это решение может быть востребовано жителями крупных городов», - сообщил «Росбалту» генеральный директор ООО «Финэкспертиза» Агван Микаелян.

Аналитик ИК ФИНАМ Дмитрий Баранов считает, что женщина найдет лучшее применение деньгам, чем покупка продукции российского автопрома. «Если здраво посмотреть на эту инициативу, то трудно себе представить, что в России найдется много людей, готовых на свой материнский капитал приобрести для своей большой семьи маленькую машину", – говорит он.

«Если бы материнский капитал мог спасти наш автопром, то надо было бы всем открыть шампанское. Но для этого необходимо, чтобы рожали в разы больше и шли скупать автомобили», - убежден Микаелян.

Сергей Ковальченко