Posted 23 октября 2009,, 05:48

Published 23 октября 2009,, 05:48

Modified 1 апреля, 16:13

Updated 1 апреля, 16:13

BoNY отблагодарит Россию за отказ от иска

23 октября 2009, 05:48

МОСКВА, 23 октября. Накануне была поставлена точка в громком деле, в котором Федеральная таможенная служба (ФТС) России требовала от американского The Bank of New York Mellon (BoNY) $22,5 млрд компенсации за участие в схемах отмывания российских капиталов в 1996-1999 годах, пишет газета «Коммерсант».

Как отмечает издание, на вчерашнем заседании арбитражного суда Москвы адвокат ФТС Максим Смаль отказался от иска к банку, сообщив о заключении внесудебного мирового соглашения. Суд прекратил производство по делу. В совместном пресс-релизе ФТС и BoNY сказано, что по условиям соглашения банк "без признания вины выплачивает $14 млн в качестве возмещения судебных расходов". Такую же сумму, отмечается в пресс-релизе, в 2005 году BoNY выплатил американскому правительству в рамках соглашения с прокуратурой США об отказе от судебного преследования банка.

Иск ФТС на беспрецедентную сумму $22,5 млрд, составленный на пяти страницах, был подан в арбитражный суд Москвы в мае 2007 года. Адвокатам американской компании Podhurst Orseck, представлявшим ФТС, был обещан необычайно высокий "гонорар успеха" — 29% от выигранной суммы. В основе иска ФТС лежали действия бывшей сотрудницы BoNY Люси Эдвардс — урожденной россиянки Людмилы Прицкер. В 1996-1999 годах она участвовала в схемах по уходу от налогов и легализации средств российских компаний-импортеров на $7,5 млрд, а впоследствии была привлечена к уголовной ответственности. В ноябре 2005 года BoNY и прокуратура США заключили соглашение, согласно которому банк выплачивал правительству США компенсацию $14 млн, а прокуратура отказывалась от уголовного преследования BoNY. При определении суммы — $22,5 млрд — таможня ссылалась на американский антикоррупционный закон RICO, который позволяет потерпевшей стороне требовать трехкратной компенсации ущерба.

В суде дело так и не дошло до рассмотрения по существу: арбитражный суд Москвы почти два года выяснял, можно ли применять в России американский закон RICO. А прокуратура США во время слушаний в 2008 году направила ФТС письмо, в котором разъяснила, что банку не было предъявлено обвинение в совершении преступлений. В феврале нынешнего года ФТС инициировала переговоры о заключении мирового соглашения.

Вчера удовлетворение мировым соглашением выразил исполнительный вице-президент BoNY Мэтью Байбен и заместитель руководителя ФТС Константин Чайка. Управляющий партнер адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры", содействовавшего в организации переговоров, Дмитрий Афанасьев считает, что "российская сторона избавилась от не очень обоснованного с правовой точки зрения иска, красиво выйдя из ситуации". По словам Афанасьева, «Россия заставила себя уважать, получив компенсацию не меньше, чем получило с банка правительство США за то, что BoNY в конце 1990-х годов недосмотрел за бывшей россиянкой Люсей Прицкер». «А BoNY закрывает неприятную страницу из прошлого, избавляется от неопределенности и может спокойно развивать свое присутствие на привлекательном для банка российском рынке», - отметил он.

Среди условий, на которых был урегулирован спор, важна не столько выплата банком $14 млн, сколько предоставление России кредитной линии на $4 млрд на льготных условиях. Как уже писал "Ъ", такое предложение последовало от BoNY в ходе выработки условий мирового соглашения. Тогда адвокаты американского банка поясняли "Ъ", что это предложение "не связано с процессуальными документами по урегулированию спора с ФТС, а является политическим решением банка".