Posted 28 октября 2009,, 13:48

Published 28 октября 2009,, 13:48

Modified 1 апреля, 16:09

Updated 1 апреля, 16:09

Российский омбудсмен создает правозащитную ветвь власти

28 октября 2009, 13:48

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 28 октября. В России необходимо законодательно укрепить независимость региональных омбудсменов. Такое мнение высказал Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин, говорится на его официальном сайте.

Только создание единой системы защиты прав человека на всей территории Российской Федерации, по мнению Лукина, повысит эффективность правозащитной деятельности региональных омбудсменов, а также создаст условия для федеральных гарантий независимости уполномоченных по правам человека в субъектах РФ.

В тексте заявления упоминается ситуация с досрочным прекращением полномочий петербургского омбудсмена Игоря Михайлова. Владимир Лукин считает, что этот случай послужит стимулом для совершенствования законодательства, регулирующего правозащитную деятельность региональных омбудсменов, и позволит создать правовые условия для их взаимодействия с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.

Эти вопросы будут обсуждаться на встрече Владимира Лукина с региональными уполномоченными, которая состоится в пятницу, 30 октября. Игорь Михайлов также примет участие в этом обсуждении, сообщает аппарат Уполномоченного по правам человека в Петербурге.

Испытавший на себе условность независимости регионального омбудсмена Игорь Михайлов так прокомментировал инициативы уполномоченного РФ: «При назначении и снятии регионального уполномоченного было бы разумно использовать систему так называемого «двойного ключа» - когда подобные решения принимаются не только на местном уровне, но и подтверждаются федеральным омбудсменом. Это позволит исключить упомянутую Владимиром Лукиным «средневековую удельщину», которая негативно сказывается на защите прав человека».

По мнению Михайлова, все это можно наблюдать на примере Петербурга. «Вадим Тюльпанов продемонстрировал всем, что он может существенно влиять на институт омбудсмена, провозглашенный независимым, — считает Михайлов. - Сначала Тюльпанов во всеуслышание объявил, что попросил меня снять моих сотрудников с выборов. То есть, по сути, предлагал мне нарушить закон, используя свое служебное положение. Я отказался, и незамедлительно последовали репрессии со стороны Тюльпанова. Сначала на 60% сократили аппарат. Потом под надуманным предлогом, проигнорировав все законы, приняли постановление о досрочном прекращении полномочий Михайлова».

«Получается, что законодательный орган власти под руководством Тюльпанова высказал следующую мысль: мы расправимся с любым, кто нам не подчиняется! Законы и декларированная независимость, при этом не важны. И дали понять следующему омбудсмену, чтобы и думать не мог делать что-то без соизволения парламента», - резюмировал опальный омбудсмен.

Напомним, на минувшей неделе депутаты петербургского ЗакСа тайным голосованием приняли решение о досрочном прекращении полномочий уполномоченного по правам человека в Петербурге Игоря Михайлова. 36 народных избранников проголосовали «за», один высказался «против», пятеро воздержались.

На пленарном заседании они заслушали справку с выводами рабочей группы по рассмотрению действий Михайлова. Как отметил председатель рабочей группы, вице-спикер Сергей Анденко, группа пришла к выводу, что Михайлов допустил нарушения закона о петербургском омбудсмене, которые дают основания досрочно освободить его от должности.

«Михайлов дискредитировал должность уполномоченного по правам человека и обманул доверие горожан и депутатов», — сказал Анденко.

На основании федерального закона об уполномоченном по правам человека, на который ссылается региональный закон, полномочия омбудсмена могут быть прекращены досрочно, в частности, если он занимался политической деятельностью.

В 14-страничной справке упоминаются как факты участия в муниципальных выборах сотрудников аппарата Михайлова в муниципальный совет поселка Рахья Ленобласти, так и то, что в муниципальный совет МО 72 Петербурга в марте этого года были избраны трое сотрудников его аппарата.

В справке также содержатся упоминания других деяний Михайлова, по мнению членов рабочей группы, не совместимых с должностью омбудсмена.