Posted 1 ноября 2009,, 13:54

Published 1 ноября 2009,, 13:54

Modified 1 апреля, 16:07

Updated 1 апреля, 16:07

Кремниевое цунами подобралось к Эрмитажу

1 ноября 2009, 13:54
В Государственном Эрмитаже выставили работы молодых и пока неизвестных британских художников. Организаторы уверяют, что уже в скором времени некоторые из работ обретут статус классических произведений. «Росбалт» отобрал самое интересное из представленного.

В выставке «Новояз. Британское искусство сейчас», открывшейся в Николаевском зале Зимнего дворца, участвует около 50 работ молодых (средний возраст – 30 лет) британских художников. Большинство из них неизвестно мировой художественной общественности. Выставка без знаменитостей - разве это интересно? Ведь если нет звезд, то, значит, нет и сенсации. И, следовательно, можно не напрягаться, рассматривая произведения искусства. Не получится, мой дорогой зритель! Не удастся просто так пробежать по выставке! Что-то наверняка зацепит. И мы даже знаем, что именно.

Ураган с милым женским именем

Вы слышали сообщение о том, что над одним из островов Тихого океана пронесся ураган с милым женским именем Джульетта? Слышали? Так вот, нет теперь этого острова. Затонул он вместе со всей флорой и фауной, так восхищавшими туристов. Попав на выставку в Николаевский зал, вероятно, вы об этом вспомните, увидев двухметровую волну из карбида кремния художника Дика Эванса. Кстати, этим материалом (карбидом кремния) шлифуют алмазы. Кремниевая волна – вот она, мощная новоязовская метафора. И страшная, если вдуматься. Но, помните, у Лермонтова есть строки «Выхожу один я на дорогу, сквозь туман кремнистый путь блестит…». Окаменевшая волна тоже заманчиво блестит. Но как-то предательски. Стоит нам залюбоваться этим блеском, и вода накроет нас с головой, а заодно и всю нашу цивилизацию. Накроет, не сомневайтесь!

Да здравствует конфуз!

Открывая выставку «Новояз», Михаил Пиотровский призвал зрителей к активному поэтическому сотворчеству. Посоветовал не бояться всех мыслей, всех образов, которые придут в голову. Молодые британские художники, создавая свои произведения, видимо, рассчитывают на то, что зрители обязательно отреагируют на представленные объекты искусства. Но с реакцией некоторых россиян они не угадали.

Безусловно, большинство из нас откликнется на инсталляцию «Это случилось в углу» (2007) художников Крэйга Литтла и Блэйка Уайтхэда. Это произведение целиком посвещено нашему времени. Группа молодых людей (их человек шесть) что-то такое рассматривает в углу, повернувшись к публике спиной. Нам тоже хочется узнать, что же происходит. Мы подходим ближе, начинаем подпрыгивать, чтобы получше рассмотреть происходящее. И вдруг понимаем, что все эти люди сделаны из гипса, воска и поролона. Они не живые, но как бы живые. Что же на самом деле происходит? Может быть, что-то особенное? Или кому-то срочно нужна помощь? Таким образом инсталляция Литтлуайтхэда (именно так эти художники подписывают свои совместные работы) становится интересной зрителям.

Хотя, надо признать, что у некоторых типичных посетителей Эрмитажа реакция на это произведение была иной. Кто-то из завсегдатаев подошел к группе и громко произнес: «Молодые люди, почему вы пришли на выставку в верхней одежде? Куртки надо сдавать в гардероб!» А потом, сообразив, что это мистификация, слегка сконфузился. Понял, что обманулся. Да здравствует конфуз! Это как раз то чувство, которое помогает человеку избавиться от излишней амбициозности, напускной эрудиции и зазнайства. Конфуз корректирует наше восприятие, обостряет его. Не бойтесь сконфузиться на выставке британского искусства.

Реверанс в сторону кулинарии

Мы тоже, рассматривая скульптуры Джонатана Болдока, буквально трепетали, созерцая головы «Андромеды» (2007) и «Адриана» (2007). Какое мастерство, какая живость в лицах! Но при ближайшем скрупулезном рассмотрении выяснилось, что головушки-то эти слеплены из настоящего соленого теста! Какой реверанс в сторону домашнего хозяйства и кулинарного искусства.

Да и со священной книгой современного искусства – каталогом – оконфузиться тоже легко. Этот каталог сияет, мигает, переливается всеми цветами радуги. Просто не книга, а компьютерная игрушка или эффектная психоделическая штучка. Выставка «Новояз» проходит в рамках проекта «Эрмитаж 20/21». Это - широкомасштабная программа по расширению коллекции западного искусства XX— XXI веков. Ее цель – регулярно и последовательно представлять в музейном пространстве работы современных западных художников, которые, по мнению кураторов, станут классиками лет через двадцать-тридцать.

Выставка «Новояз. Британское искусство сейчас» в Эрмитаже работает до 17 января 2010 года. А летом того же года она будет открыта в Лондоне в галерее Саачи. И можно утверждать, что после Эрмитажа успех ей гарантирован.

Михаил Кузьмин, Филипп Сомов