Posted 13 ноября 2009,, 06:57

Published 13 ноября 2009,, 06:57

Modified 1 апреля, 15:59

Updated 1 апреля, 15:59

Спонсоры спаивают спортсменов и фанатов

13 ноября 2009, 06:57

ЛОНДОН, 13 ноября. Спонсорство алкогольными производителями спорта должно быть запрещено и заменено специальным налогом, призывают эксперты. Как пишет BFM со ссылкой на Addiction, ученые, выступившие с таким предложением, ссылаются на данные исследования, согласно которому алкогольное спонсирование провоцирует потребителей и даже спортсменов употреблять спиртные напитки.

«Организаторы спортивных мероприятий дают спортивным фанатам спорные сигналы. С одной стороны, они пользуются выгодой и продают алкоголь через спортивное спонсорство, а с другой — наказывают отдельных звезд и осуждают фанатов, когда они демонстрируют неадекватное поведение в состоянии алкогольного опьянения», — пишет один из авторов статьи, доктор Керри О’Брайен (университет Манчестера, Великобритания).

Как заявляет доктор Кипрос Кипри из университета Ньюкасла (Австралия), «последние действия алкогольного лобби в Австралии, направленные против регулирования его спортивного спонсорства, показывают, что связанные с алкоголем проблемы в спорте по-прежнему отрицаются».

«Кроме того, совершенно ясно, что эти организации преследуют огромные корыстные интересы, чтобы продолжить получать деньги, и правительство должно быть осторожным, чтобы действовать в интересах общества», — говорит ученый.

Portman Group (общественная организация, созданная алкогольной отраслью) и Европейская ассоциация спонсорства, куда входят лидирующие алкогольные производители, утверждают, что между их спонсорством и злоупотреблением алкоголя нет причинно-следственной связи. Ученым же кажется, что такое отрицание напоминает, как в 1990-е годы представители табачной индустрии заявляли об отсутствии связи между курением и раком легких.

По мнению экспертов, спортивное спонсорство не просто позволяет алкогольной индустрии поощрять употребление спиртного среди спортсменов и фанатов, но и «является основным средством маркетинга всей алкогольной индустрии». «Например, отчеты по компаниям США показывают, что за первые шесть месяцев 2009 года Anheuser-Busch, одна из крупнейших в мире производителей алкоголя, потратила более $194 млн, или более 80% всего бюджета на ТВ-рекламу в США, на спорт. Это ошеломляющая сумма свидетельствует о центральной роли спорта в маркетинговых инструментах при продаже алкоголя», — пишет О’Брайен.

Впрочем, ученые вовсе не призывают оставить спортивную отрасль без денег. Взамен они предлагают схему, по которой часть средств от налогообложения розничных продаж алкоголя будет отчисляться правительством независимым структурам. Эти независимые организации, в свою очередь, и будут распределять средства, поступившие от алкоголя. «Это позволит спорту получить надежный источник финансирования и разорвет нездоровые отношения между спортом и алкогольной отраслью», — считают специалисты.

Однако запрет информации, в том числе рекламы, об алкоголе — не лучший способ бороться с алкоголизмом, говорят другие эксперты. «Любой производитель алкоголя и пивовар совершенно искренне заинтересован в том, чтобы его потребители были здоровы. Потому что больной алкоголизмом человек спивается, умирает — и перестает быть потребителем. А производителям нужно, чтобы потребление было регулярное, пусть и небольшое», — пояснил глава профильного издания «Алкоголь.Ру» Михаил Смирнов.

Потребление пива в массовом сознании традиционно связано с футболом, говорит эксперт; эта связь, как хорошо известно, эксплуатируется политиками, которые претендуют на популярность.

«Запрет на информацию, на рекламу приводят к тому, что исчезает культура потребления. Так, до революции водку никто не пил стаканами, ее употребляли в малых дозах как аперитив. После революции, с началом запретов, начался алкоголизм, примитивное потребление. В Норвегии, где правительством введены крайне высокие акцизы, — самогоноварение развито со страшной силой», — рассуждает Михаил Смирнов.

Реклама пива и алкоголя не может стимулировать рост потребления, полагает эксперт.

Напомним, за последние 10 лет только в России в четыре раза выросли объемы производства пива. Ежегодное потребление хмельного напитка на каждого человека в среднем составляет 62 литра. Статистика рассчитана, исходя из общего народонаселения, включая детей.

Особенно подвержены распитию пива оказались несовершеннолетние — средний возраст начала употребления пива снизился до 10 лет. Между тем, по мнению наркологов, пивной алкоголизм меньше всего поддается лечению.