Posted 21 ноября 2009,, 12:24

Published 21 ноября 2009,, 12:24

Modified 1 апреля, 15:52

Updated 1 апреля, 15:52

Шойгу ничего не заберет у Петербурга

21 ноября 2009, 12:24
Глава МЧС Сергей Шойгу, ставший пару дней назад еще и президентом Русского географического общества, возмутился, когда его спросили, не увезет ли он в Москву хранящиеся в Петербурге ценности РГО. «Создавать – это не перевозить», - ответил он.

Очень возмутился министр Сергей Шойгу, ставший пару дней назад еще и президентом Русского географического общества (РГО), когда его спросили, не увезет ли он в Москву ценности РГО, хранящиеся в Петербурге. Разговор проходил в Петровском зале СПбГУ, где он встречался со студентами и преподавателями вуза. Ректор Николай Кропачев вел встречу и представил гостя как будущего профессора СПбГУ.

«Я хотел бы стать не Почетным профессором, а настоящим, но для этого много придется поработать. Пока же я географ, и то – всего день», - сказал Шойгу и сразу предложил «вместе сделать очень многое для воссоздания и развития Русского географического общества. Здесь главная работа – экспедиции, в которых место молодым – особенно молодым - географам». Такое начало приободрило основную часть аудитории – студентов, магистрантов и аспирантов Географического факультета. А Николай Кропачев подчеркнул, что встреча со знаменитым министром организована для них и для их преподавателей. Этот акцент на совместную работу с молодежью продолжался до конца встречи. Но не только в режиме обмена комплиментами и надеждами.

Шойгу возмущался. Тем, что нынешняя молодежь не знает, например, с севера на юг или с юга на север текут сибирские реки, и почему они так текут? Что «наша молодежь лезет в экспедиции по Китаю или Перу, но не знает экзотических мест на Камчатке и в Сибири». Что из 70 глянцевых журналов, которые сегодня выходят в России, всего один печатает что-то о географии. Что наши зрители «прилипают к телеэкрану, когда там показывают рыбалку и объясняют, как правильно держать крючок», а других собственных программ о жизни природы России практически нет.

Возмутился министр и тем, что в России объявляют Год туризма. «Пусть будет такой год, но не лучше сделать так, чтобы люди занимались туризмом постоянно, чтобы все время работали, например, школы туризма?» - вопрошал Шойгу. «Я вообще не понимаю, зачем организуются такие «годы» или «месячники»?! Например, «месячник безопасности дорожного движения» или «месячник культурного обслуживания» и другие подобные», - добавил он.

Аудитория отвечала на вопросы - вопросами. «Будет ли участвовать Русское географическое общество в исследовании проблемы сокращения часовых поясов в России?». «Будет поручено – будем исследовать», - по-военному отчеканил министр, разъяснив, что проблема часовых поясов, на его взгляд, имеет много плюсов и много минусов, потому что с перемещением часовых поясов надо будет менять большие энергетические потоки.

«Что Вы думаете о присутствии России в Арктическом секторе?». «Думаю, надо говорить не о присутствии, а об активной деятельности, поскольку там обнаружены колоссальные месторождения углеводородов, на которые претендует не только Россия, но и другие страны. К тому же меняются условия работы в Арктике: ледяной покров отошел от берега на 300 километров, меняются условия работы Северного морского пути. В Арктике начинается другая экономика», - сказал Шойгу.

«Что Вы думаете о преподавании географии в школе? В 11-м классе такого предмета вообще нет». Шойгу ответил: «Чтобы вам понравиться, я могу, конечно, сказать, что уроков географии в школе должно быть больше. А уроков физкультуры? Или – литературы? Или – ОБЖ?»

На один вопрос Шойгу не смог ответить сразу: «Какая география Вас интересует больше: общественная или естественная?». «Не понял», - улыбнулся будущий профессор СПбГУ.
Вопрос повторили медленнее, с расстановкой. И к общему удовольствию Шойгу нашелся: «Меня интересует практическая география».

Ответ был подтвержден его ближайшими планами: провести инвентаризацию всего, что сегодня имеет РГО – архивов, библиотек, зданий и сооружений; разработать программу жизни РГО на ближайшие 3-5 лет; наладить популяризацию жизни РГО в журналах, на телевидении, в Интернете; в перспективе иметь свои экспедиционные суда; открыть представительства РГО в Хабаровске, Томске, Иркутске, Красноярске и других городах; организовать штаб-квартиру РГО в Москве, возможно, во владениях Московского государственного университета.

Последнее сообщение и насторожило петербуржцев. Мол, не будут ли увезены исторические ценности РГО, хранящиеся изначально в Петербурге? И тогда Шойгу отчеканил: «Создавать – это не перевозить». Николай Кропачев поддержал гостя и попросил поднять руки тех, кого такой вопрос волнует. Поднял руку почему-то только один человек и то, кажется, журналист.

Гостеприимные студенты поверили министру-генералу-президенту, который пригласил их участвовать в планах развития старейшей исследовательской организации России, участвовать в экспедициях по Сибири, исследовать вместе со специалистами РГО малоизученные территории России, памятники ее природы. «А то Лох-Несс да Лох-Несс! Какой-то чудак заснял какой-то предмет, и вот все рвутся посмотреть: то чудовище спину показало, то голову», - сказал Шойгу.

На прощание он подарил студентам уникальные издания. В одном из них собраны за 200 лет рассказы путешественников по Туве, где, по словам Шойгу, есть и ледники, и тайга, и степи, и древние крепости. Другое издание – «Атлас природных и техногенных опасностей Российской Федерации».

В общем, если новый президент Русского географического общества что-то или кого-то заберет у Петербурга, так это, в первую очередь, ее образованных молодых географов. И то, лишь на время потрясающих экспедиций.

Неонилла Ямпольская

Для справки

Высочайшим повелением императора Николая I в августе 1845 года было утверждено представление о создании в Санкт-Петербурге Русского географического общества. Его основной целью было изучение «родной земли и людей ее обитающих», сбор и распространение географических, статистических и этнографических сведений о России. Учредителями Общества были мореплаватели Фердинанд Врангель, и Федор Литке, астроном Василий Струве, адмирал Иван Крузенштерн, лексикограф Владимир Даль, историк Константин Арсеньев.

Первым Председателем Общества стал Великий князь Константин, сын Николая I. Его именем называется важнейшая награда РГО – Константиновская медаль.

С момента основания Общества члены царской семьи более 70 лет были его попечителями. Более 40 лет (до 1914 года) Обществом руководил П.П. Семенов Тян-Шанский. С 1914 года - географ Юлий Шокальский. В 1931-1940 годах Президентом Общества был генетик Николай Вавилов. В 1940-1950 годах – зоолог и географ Л.С. Берг.

Под эгидой РГО совершали свои путешествия и открытия Н.М. Пржевальский, Г.Е. Грум-Гржимайло. А путешествия Н.Н. Миклухо-Маклая на острова Тихого океана, возможно, стали самым замечательным мероприятием РГО. Члены Общества исследовали русский Север, Монголию, Тибет, Уссурийский край и другие регионы.

Сегодня штаб-квартира РГО по-прежнему находится в Санкт-Петербурге, в здании, построенном в переулке Гривцова в 1908 году на деньги членов Общества. В Санкт-Петербурге работают Научный архив РГО, музей, самая большая географическая библиотека в Европе – 500 тыс. томов. Здесь хранится 136 личных фондов географов и путешественников, 115 коллекций по этнографии народов Сибири

Сегодня РГО объединяет 27 тыс. членов в 127 отделениях по всей России и за рубежом.