Posted 10 декабря 2009,, 20:05

Published 10 декабря 2009,, 20:05

Modified 1 апреля, 15:38

Updated 1 апреля, 15:38

Туризм не умер, но приболел

10 декабря 2009, 20:05
Как известно, сфера туризма первой входит в кризис, и первой же из него выходит. Как чувствует себя российский туризм на исходе нынешнего года? Правда ли, что «накрылись» новогодние туры? Согласны ли россияне поменять заграничный отдых на внутренний?

Как известно экономистам, сфера туризма первой входит в кризис, и первой же из него выходит. Как чувствует себя российский туризм на исходе нынешнего непростого года? Правда ли, что «накрылись» новогодние туры? Согласны ли россияне поменять заграничный отдых на внутренний? Эти вопросы стали предметом обсуждения на дискуссии в московском пресс-центре «Росбалта». Гости - вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин, директор консалтинговой компании TMI Consultancy Хелен Ллойд и заместитель генерального директора Центра по защите прав граждан и туристических организаций «Турзащита» Александр Волчков – были в основном солидарны, дополняя друг друга в разных аспектах.

В общих чертах, картина выглядит так: упали и выездной туризм граждан РФ за рубеж, и въездной туризм иностранцев. В первом случае – где-то на 24-25%, во втором – на 15%. Цифровые данные получены пока за 9 месяцев 2009 года. Внутренний же российский туризм практически остается на прошлогоднем уровне, и прирост за 2009 год, если вообще будет, то лишь на уровне каких-нибудь 1,5%.

Динамика российского туризма очень сильно колеблется по разным направлениям. Как рассказала Хелен Ллойд, не все страны упустили наших туристов. Израиль, США и Швейцария в этом году даже увеличили въезд из РФ: Израиль – на 15%, США и Швейцария – на 7%. Это достигнуто, прежде всего, за счет смягчения визовой политики. На 8% увеличился выездной туризм в Болгарию, которая ввела бесплатные визы, и где многие состоятельные граждане РФ имеют недвижимость, а также на 4% - в Египет.

В остальные страны российский выездной туризм действительно упал, - и тоже очень по-разному. Например, поток туристов в Турцию сократился на 12%, в Японию – на 18%, в Таиланд – на 34%, в Китай – более чем в два раза. Как отметила Ллойд, на туризм отрицательно повлияли, в частности, успехи восточных валют на международном финансовом рынке – особенно, китайского юаня. Полного счастья не бывает: чем крепче валюта страны, тем дороже отдых в ней.

Что касается собственно-новогодних поездок – то, да, встреча Нового года под пальмой или на горнолыжном склоне сегодня не является для россиян предметом первой необходимости. Выручка по новогодним турам у многих крупных туроператоров упала на 30-40%. Юрий Барзыкин добавил, что к весне будущего года от 10% до 15% российских турфирм разорятся и будут вынуждены покинуть рынок.

В то же время, общая картина экспертам видится совсем не такой мрачной. Самое главное: потребность в путешествиях у современного человека очень велика. Хорошо это или нет, но доказано многократно. Столкнувшись с падением уровня жизни, множество граждан и семейств «оптимизируют расходы», - а туроператоры, идя им навстречу, «оптимизируют пакеты предложений».

Многие туристы сокращают время туров – например, с двух недель до одной. Снижают «звездность» отелей – как правило, на одну звездочку. Отдыхают не три раза в год, а два или один (Хелен Ллойд назвала еще один вариант: «не четыре раза в год, а три» - это что же за счастливчики такие?). Укорачивают маршрут и в ряде случаев меняют страну на более близкую или просто более дешевую для проживания. Одним из вариантов «оптимизации» является отказ от новогоднего тура с откладыванием отъезда на пару дней. Поездки, начинающиеся 2 или 3 января, и сегодня продаются очень неплохо.

Многие российские туроператоры питали надежды, что кризис «развернет россиян лицом к своей Родине». Сегодня уже можно сказать, что эти надежды не оправдались или оправдались лишь в малой степени. «Механического перераспределения не произойдет», - предупредил Юрий Барзыкин, напоминая, что туризм управляется не одной лишь экономикой, но и человеческой психологией.

Грубо говоря, мечты о Париже или о «бананово-лимонном Сингапуре» в нынешнем году у многих наших сограждан действительно «накрылись». Но просто так Париж на Ярославль, а пальмы с кокосами – на черноморский кизил и портвейн не обмениваются. Кто-то предпочел остаться дома и, может быть, копить на следующий год, а может быть, утешиться коньячком на своей даче.

Эксперты деликатно зафиксировали, что для привлечения туристов, как иностранных, так и собственных, в нашей стране реально ничего не делается. Ненавязчивый советский сервис, если и улучшился, то далеко не радикально, зато на него наложились высокие транспортные тарифы современной РФ. Сегодня очень мало кому по карману лететь на Байкал, - а желающих не сказать, чтобы так уж мало. Тут, правда, не совсем понятно, что же делать. Снижать тарифы? Каким образом, за счет кого или чего?

Но, оставляя чуть в стороне вопрос о цене авиабилетов, следует все же отметить, что в сфере туризма в России работ непочатый край. Всех вопросов за одну дискуссию не обсудить. Юрий Барзыкин видит определенные возможности в смягчении визовой политики. На примере морских портов, он рассказал о принимаемых сейчас мерах. Так, 48-часовой безвизовый режим решено ввести для пассажиров круизных лайнеров, а в восьми портах – и для пассажиров морских паромов. Вот только реально обеспечить безвизовый прием (нужна пограничная инфраструктура соответствующая) смогли пока лишь в одном Санкт-Петербурге, благодаря железной воле губернатора Валентины Матвиенко. И в нынешнем году город получил дополнительно 200 млн евро. Есть надежда, что остальные подтянутся.

Александр Волчков, в качестве одного из направлений, рекомендовал развивать сельский туризм. Многие из заброшенных российских деревень, по его мнению, могли бы возродиться, если бы сельские семьи предложили туристу уютный отдых на природе с чистым воздухом, традиционной кухней и лошадками. Можно ли отнести к привлекательной экзотике самогон и ржавые остовы комбайнов, пока неясно.

Другим перспективным направлением Волчков считает сотрудничество российских туроператоров с коллегами из СНГ – все же Средняя Азия с Бухарой и Иссык-Кулем по-прежнему популярна. В Одессу и Закарпатье, да и на белорусские озера тоже можно вместе организовывать маршруты, как это отчасти и делается.

По мнению Хелен Ллойд, такого взлета в турбизнесе, какой был в 2008 году по сравнению с 2007-м, не будет уже никогда или очень долго. Но нет причин и ожидать краха всей туриндустрии. Одним из оптимистических признаков можно считать резкий рост продаж путевок по Интернету, после того, как клиент основательно посидел у компьютера, попотел, перебрал десятки вариантов и просчитал на калькуляторе все расходы.

Среди зарубежных стран, к слову сказать, некоторые тоже нацелились на российский туристический рынок, несмотря на кризис. По словам Ллойд, интерес к РФ проявляет Латинская Америка. И если в Эквадоре российский средний класс вряд ли когда-нибудь сможет отдохнуть, то на Кубе и в Доминиканской Республике – отчасти уже может, а там и Мексика на подходе.

Леонид Смирнов