Posted 15 декабря 2009,, 14:28

Published 15 декабря 2009,, 14:28

Modified 1 апреля, 15:34

Updated 1 апреля, 15:34

«АвтоВАЗ» битого везет

15 декабря 2009, 14:28
Госкорпорация «Ростехнологии» купила 24,7% акций «ИжАвто». Очевидно, что государство пытается смягчить социальные последствия банкротства автозавода, но с экономической точки зрения подобные приобретения не оправданы.

Компания «Ижмаш», входящая в состав госкорпорации «Ростехнологии», купила 24,7% акций предприятия «ИжАвто». Сколько и кому заплатила госкорпорация за пакет проблемного автозавода, неизвестно. Однако сам завод находится в состоянии банкротства и имеет задолженность в 13 млрд рублей, поэтому цена пакета его акций не может быть очень высокой.

Процедура банкротства «ИжАвто» была запущена арбитражным судом Удмуртии в конце августа 2009 года. До этого в апреле топ-менеджмент группы «СОК» (владелец «ИжАвто») предложил «АвтоВАЗу» приобрести ижевский завод в обмен на акции автовазовской «Лада-Сервис». Однако сделка не состоялась даже после того, как «СОК» разработал антикризисный план без привлечения госфинансирования. Еще один неприятный сюрприз преподнесли «ИжАвто» корейские партнеры: автопроизводитель KIA прекратил поставки комплектующих для производства моделей Kia Spectra и Kia Sorento. Теперь госкорпорация может поглотить банкрота, ничего не отдавая взамен.

При этом эксперты считают, что государство, забирая под свое крыло еще одно предприятие, выполняет важную социальную функцию. Дело в том, что среди коллектива «ИжАвто» уже давно растет недовольство действиями руководства и отсутствием работы. Еще в середине ноября рабочие распространили коллективное письмо, в котором рассказали о текущем плачевном положении на заводе.

«Из пяти тысяч сотрудников «ИжАвто» две тысячи были уволены в мае. Оставшиеся ввиду отсутствия работы на автосборке подметают заводскую территорию и ожидают увольнений до Нового года. На заводе введена процедура банкротства, кредиторы требуют возврата долгов, переговоры с корейской стороной о поставках машинокомплектов и обеспечению «ИжАвто» хоть какой-то работой провалены. Рабочие и инженеры получают копейки и вынуждены одалживаться у родственников- пенсионеров», — говорится в тексте письма.

Кроме того, коллектив автозавода выразил недовольство тем, что гендиректор предприятия Михаил Добындо не способен помочь «ИжАвто», получая при этом высокую зарплату. По идее, переход «ИжАвто» под контроль «Ростехнологий» позволит не допустить обострения социальной ситуации в Удмуртии. Такой точки зрения придерживается эксперт департамента оценки «2К Аудит - Деловые консультации» Ирина Воробьева. По ее словам, «осенью Счетная Палата уже выступала за то, чтобы усилить государственный контроль над деятельностью завода». «Но тогда Минпромторг подготовил письмо, из которого следовало, что меры по усилению государственного контроля не могут быть реализованы из-за отсутствия в собственности РФ акций завода. Теперь эта проблема решена», - отметила она.

Поскольку к концу года в России опять начала расти безработица, государство не может допустить, что бы несколько тысяч человек в одном городе были уволены. «Пока есть средства, российское правительство намерено всеми способами сохранять рабочие места», - считает Воробьева.

Кроме социального эффекта, «Ростехнологии» хотят добиться и экономического результата путем объединения в одну компанию всех своих автомобилестроительных активов, считает аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. «Скорее всего, произойдет их некое объединение под патронажем «АвтоВАЗа», который сам находится в процессе реструктуризации. При этом на «ИжАвто» может произойти оптимизация персонала и попытка вывода завода из «долговой ямы», - предполагает эксперт.

Экономические перспективы Ижевского автозавода не вызывают споров среди экономистов. Очевидно, что слияние двух проблемных активов ни к чему хорошему не приведет. «Текущее экономическое и социальное положение завода является плачевным. Несмотря на огромные траты на «АвтоВАЗ», российское правительство продолжает спонсировать российских автопроизводителей. С экономической точки зрения этот шаг неоправдан», - считает Ирина Воробьева.

На вопрос о том, не надорвется ли государство, спасая еще и «ИжАвто», Андрей Рожков из МФК «Метрополь» ответил, что «с «АвтоВАЗом» пока не надорвались и даже выбили еще 50 млрд на его спасение». По его мнению, с господдержкой «сейчас все так лихо решается простым выделением средств и даже без предварительного обсуждения антикризисной программы, что может привести к тому, что пользы от этих затрат не будет».

Получается, что, с одной стороны, государство не может бросить своих граждан и поэтому оказывает помощь терпящим бедствие гигантам автопрома. С другой стороны, оно тратит колоссальные средства и получает от этого одни убытки. От того, что «битый везет битого», никакого экономического эффекта не выходит.

Cергей Ковальченко