Posted 11 января 2010,, 09:20

Published 11 января 2010,, 09:20

Modified 1 апреля, 15:20

Updated 1 апреля, 15:20

Новогодние каникулы обойдутся России в 700 млрд рублей

11 января 2010, 09:20
Затянувшиеся народные гулянья хоть и приносят серьезные убытки экономике, но не ввергают ее в спячку: большую часть ВВП дают добывающие производства, у которых каникул нет. По данным экспертов, стоимость зимних каникул в РФ составит около 700 млрд рублей.

МОСКВА, 11 января. Затянувшиеся народные гулянья хоть и приносят серьезные убытки экономике, но не ввергают ее в спячку: большую часть ВВП дают добывающие производства, у которых каникул нет, пишет еженедельник «Коммерсант - Деньги».

По данным Игоря Николаева из консалтинговой компании ФБК, стоимость зимних каникул — около 700 млрд рублей. "ВВП в 2010 году, по официальному прогнозу, составит 43,2 трлн рублей. Рабочих дней в году будет 249, а нерабочих — 116. С учетом непрерывных производств, торговли и т.д. производство в выходные дни можно оценивать в 0,5 от обычного рабочего дня. Цена одного выходного дня, соответственно, получается немного больше 140 млрд рублей", - подсчитывает Николаев.

Непрерывные производства, по оценкам экономистов, - это около половины всей промышленности России, и они, производства, праздников как будто и не замечают. Практически все компании, которые добывают природные ресурсы — нефть, газ, руду, - работают. Так что когда 31 декабря 2008 года глава "Газпрома" Алексей Миллер до ночи вел переговоры с Украиной о поставках газа, он, можно сказать, не отрывался от коллектива. Работают без перерыва не только гиганты — домну не остановишь, независимо от ее размера. И не только домну. "Потерь мы не несем, потому что у нас безостановочный цикл, - рассказывает заместитель гендиректора завода "Втормет" Юрий Воронцов. - Не работают менеджеры, а рабочий персонал выходит. Даже если мы не осуществляем отгрузки в это время, сбыт будет возмещен после праздников".

Однако не все производства так "праздникоустойчивы". Владислав Корочкин, вице-президент общественной организации "Опора России" и гендиректор компании "Русский огород", объясняет, почему праздники вредны: "Проходит забастовка на два дня, и уже потери большие, все об этом кричат. А тут как будто забастовка на полмесяца. Это сбивает ритм бизнеса, неизбежно вызывает потери. Когда персонал еще в декабре собирается отдыхать, с этим трудно бороться. А чтобы снова войти в рабочий ритм в январе, приходится тратить до недели".

Есть и обратная проблема: сотрудникам надо платить, а клиентов нет. Руководитель образовательной компании "Центр интегрированного обучения" (обучение английскому языку) Владимир Остапенко рассказывает, что из-за праздников приходится идти на непопулярные среди сотрудников меры. "Мы работаем в основном с корпоративными заказчиками. Когда они возвращаются после каникул, целая неделя уходит на то, чтобы согласовать все, запустить опять образовательные проекты. Соответственно, если 11-е — первый рабочий день, работы не будет до 16-го. В результате компании, подобные нашей, вынуждены идти на такие меры, как отпуск сотрудников за свой счет и т. д. Возникает напряжение. Оплату аренды, телефонов и прочего никто не отменял — сплошные потери. В итоге первые две недели января — это ноль в доходах. А последняя неделя декабря тоже очень ленивая, она дает лишь 30% обычного дохода", - сетует Остапенко.

"В январе вообще все хуже: после двух недель без работы нужно время, чтобы раскочегарить паровоз, ведь производительность становится ниже, - вторит ему директор Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Владимир Гимпельсон. - Длинные каникулы хуже, чем несколько коротких праздников. Производительность начинает падать уже в декабре, в январе многие с каникул возвращаются позже, и полмесяца потеряно". Вообще, россияне, мягко говоря, не трудоголики: 12 дней праздников — для догоняющей страны многовато.

Впрочем, есть и у нас готовые к труду — рады бы работать, да праздники не дают. К примеру, отечественные торги на фондовом рынке останавливаются, а зарубежные коллеги наших трейдеров уже начали новогоднее ралли, жалуется руководитель отдела биржевого рынка ИК «Финам» Сергей Дорогавцев: "Это резкий рост на рынке в конце декабря или первых числах января, которого все ждут. Однако никаких закономерностей тут нет, ралли бывает лишь в 50% случаев, то есть через год". Так или иначе, если ралли и случается, в России все отдыхают и в нем не участвуют.

Краткосрочные инвесторы перед каникулами закрывают позиции, чтобы не брать на себя риски — мало ли что может случиться за праздники. "Две недели мы не работаем, в то время как в Америке идут торги. Поэтому при открытии 11 января смотрят на нефть, и рынок ведет себя так же, как она", - говорит Дорогавцев.

Есть и те, кому праздник в радость. "Новый год зиму кормит", - цитирует поговорку туроператоров Марина Смирнова, старший вице-президент консалтинговой компании Jones Lang LaSalle Hotels. "Длинные раскрученные праздники — это высокий сезон. Пансионаты поднимают цену в 2,5 раза и более по сравнению со средним сезоном. Они даже и этот период делят: с 30 по 2 января — максимальные цены, дальше — чуть ниже", - комментирует динамику цен Смирнова.

"Длинные праздники создают новые пики в колебаниях туристского рынка, - говорит президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько. - Например, когда майские праздники были длинными, появился майский пик наряду с июлем-августом. Зимние праздники тоже стимулируют спрос: например, до кризиса загородные объекты в средней полосе до 25% заработков получали за новогодние каникулы".

Впрочем, вряд ли туриндустрия покроет праздничные дыры ВВП: во-первых, масштаб всего российского туризма несопоставим с суммами потерь, а во-вторых, путевка, например, в Египет обойдется не дороже подмосковного санатория. "Основная часть туриндустрии работает на выезд, то есть повышает ВВП других стран", - отмечает Смирнова.

Еще один бенефициар новогодних каникул — торговля. "Декабрь равен двум ноябрям, - шутит исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский. - Праздники генерируют поток покупателей, который проходит, правда, до наступления праздников. В первые недели января люди сидят по домам, подарки дарить не надо, многие уехали. Так что для розницы наступает спад продаж и прибыльности. 10-12 января спрос восстанавливается".