Posted 15 января 2010,, 16:49

Published 15 января 2010,, 16:49

Modified 1 апреля, 15:17

Updated 1 апреля, 15:17

Wanted Юлия Тимошенко

15 января 2010, 16:49
«Росбалту» удалось ознакомиться с материалами уголовного дела против Юлии Тимошенко. Ее российский адвокат полагает, что расследование велось с нарушениями, а обвинения были надуманными.

Корреспонденту «Росбалта» удалось ознакомиться с материалами уголовного дела, расследовавшегося в России в отношении Юлии Тимошенко. В 2004 году ей были заочно предъявлены обвинения в соучастие в даче взятки офицерам Минобороны РФ. Тимошенко объявили в международный розыск по линии «Интерпола». После многочисленных скандалов уголовное преследование нынешнего кандидата в президенты Украины прекратили за истечением срока давности. Российский адвокат Тимошенко Владимир Жеребенков полагает, что расследование велось с нарушениями, а все обвинения были надуманными и держались на показаниях одного свидетеля.

Благодарные офицеры

Как следует из материалов, оказавшихся в распоряжение «Росбалта», уголовное дело в отношении Юлии Тимошенко было возбуждено Главной военной прокуратурой РФ 30 июля 2001 года. По версии следствия, Тимошенко, «занимая с 24 ноября 1995 года должность президента Закрытого акционерного общества с иностранными инвестициями «Промышленно-финансовая корпорация «Единые энергетические системы Украины» (ПФК «ЕЭСУ) и являясь с 1992 года совладельцем оффшорной компании «Сомолли Интерпрайзес Лимитед», зарегистрированной на острове Кипр, умышленно, из корыстных мотивов, организовала в ноябре 1996 года в Москве неоднократную дачу взяток на общую сумму 14,5 тыс. долларов должностным лицам Минобороны РФ за выполнение ими незаконных действий с использованием служебного положения в интересах ПФК «ЕЭСУ» при подготовке и реализации поставок Минобороны материально-технических ресурсов».

29 мая 1996 года Юлия Тимошенко и министр обороны РФ Павел Грачев подписали соглашение, согласно которому «ЕЭСУ» в счет долгов за российский газ, поставит Минобороны продукцию на 300 млн. долларов. Однако, как тогда заподозрили в ГВП, при заключении с представителями Минобороны дополнительных соглашений, стоимость этой продукции была значительно завышена в пользу украинской стороны. Для этого «ЕЭСУ» по цене даже ниже, чем у производителей продавала товар той самой «Сомолли», а оффшорная структура уже отдавала Минобороны продукцию, значительно увеличивая в документах ее реальную стоимость. Таким образом, как полагали в ГВП, российскому военному ведомству был нанесен ущерб на сумму 98 млн. долларов.

По версии следствия, для соответствующей «обработки» российских офицеров, по распоряжению Юлии Тимошенко, в Москве было создано «неформальное подразделение» ПФК «ЕЭСУ», которое возглавил бывший первый заместитель начальника тыла Вооруженных сил РФ генерал-полковник в отставке Вячеслав Литвинов. Финансировалось это «неформальное подразделение» за счет средств все той же кипрской фирмы «Сомолли».

В результате представители Минобороны подписали выгодные украинской стороне допсоглашения, а потом встал вопрос о выплате им благодарности. Как следует из материалов дела, в ноябре 1996 года «Тимошенко Ю.В, продолжая свои действия, направленные на организацию дачи взятки должностным лицам Минобороны РФ, поручила своему мужу- работнику ПФК «ЕЭСУ» Тимошенко А.Г, являющегося вместе с ней акционером фирмы «Сомолли», и имеющему право распоряжения денежными средствами указанной фирмы, перевести валюту со счета фирмы в Россию».

11 ноября 1996 года из «Банк Кипр Лтд» на счет одной из фирм в российском «Автобанке» поступило 102200 тыс. долларов. А спустя четыре дня 99,6 тыс. долларов из этой суммы в Москве получил Вячеслав Литвинов. По версии следствия, в дальнейшем он, по распоряжению Юлии Тимошенко премировал этими деньгами целую группу офицеров Минобороны. «Таким образом, Тимошенко Ю.В организовала неоднократную дачу взяток через посредника Литвинова на территории РФ должностным лицам Минобороны за совершение ими заведомо незаконных действий».

Привет из Внуково

После возбуждения ГВП дела в отношении Тимошенко следователи допросили Вячеслава Литвинова. Он заявил, что распоряжение о выплате взяток представителям Минобороны Юлия Тимошенко дала, находясь на Украине. Поэтому материалы в отношении нее были выделены в отдельное производство и в том же 2001 году отправлены по месту совершения преступления – на Украину. Там дело расследовали три года, но привлечь Тимошенко к ответственности не смогли - она, как депутат Верховный Рады, обладала неприкосновенностью.

В сентябре 2004 года дело снова вернули в Москву. Поводом для этого стал допрос Вячеслава Литвинова уже украинскими следователями. На нем Литвинов заявил, что распоряжение о даче взятки офицерам Минобороны Тимошенко давала не только из Украины, но и находясь в аэропорту Внуково в Москве. А значит, и местом преступления уже становилась Россия. ГВП отправила Тимошенко несколько повесток с вызовом на допрос в качестве подозреваемой, но та на них не отреагировала.

13 сентября 2004 года следователь Яловицкий вынес постановление о привлечение Тимошенко в качестве обвиняемой по ч.3 ст. 33 и ч.2 ст. 291 УК РФ (соучастие в даче взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий), по которой ей грозило до восьми лет тюрьмы.

22 сентября Тимошенко была объявлена в международный розыск, соответствующее поручение было дано российскому НЦБ «Интерпола». «Принимая во внимание, что Тимошенко Ю.В. обвиняется в совершении тяжкого преступления, есть достаточные основания полагать, что обвиняемая Тимошенко Ю.В. от явки по вызовам правоохранительных органов уклоняется, по месту жительства и на рабочем месте отсутствует, скрывается от следствия, и место нахождение обвиняемой не известно, ее следует объявить в розыск», - говорится в постановлении следователя Яловицкого.

Даже заняв пост премьер-министра, Юлия Тимошенко по прилету в Москву могла сразу оказаться в СИЗО. Так продолжалось вплоть до декабря 2005 года, когда дело в отношении нее переквалифицировали с части 2 на часть 1 статьи 291 УК РФ, по которой предусмотрено наказание до трех лет тюрьмы. Более мягкая часть статьи Уголовного кодекса, позволила ГВП закрыть дело за истечением срока давности, то есть по не реабилитирующим обстоятельствам. Сама Тимошенко такое решение следователей обжаловать не стала.

Адвокат: «Тимошенко поняла бесперспективность российского правосудия»

Непосредственное участие в истории с закрытием дела принимал российских адвокат Тимошенко Владимир Жеребенков, который ответил на вопросы корреспондента «Росбалта».

Владимир Аркадьевич, как вообще получилось, что вы стали защищать Тимошенко? Какое впечатление произвела она на Вас?

Тимошенко меня порекомендовали предприниматели, являвшиеся в разное время моими клиентами. Я сразу прилетел в Киев, мы встретились у нее в кабинете. Юлия Владимировна произвела на меня впечатление коммуникабельного человека, с хорошим чувством юмора. Например, когда она напомнила мне про забытую в кабинете папку, я пошутил, что оставил ее, залюбовавшись на красоту Тимошенко. Несмотря на большой пост, она сразу нашла, что ответить - «не Вы первый, не дай Бог Вы последний».

Но, конечно, основная часть беседы была посвящена более серьезным темам. Юлия Владимировна была удивлена, что российские правоохранительные органы пошла на поводу определенных сил Украины, желавших убрать ее с политической арены. Тем более, у нее был намечен визит в Россию, который она не могла осуществить, поскольку в России в отношении нее была избрана заочная мера пресечения в виде заключения под стражу. Ситуация была тяжелая. По моему мнению, тогда она пострадала исключительно за то, что поддерживала Виктора Ющенко, поэтому сейчас удивительно слышать его резкие выпады в адрес Тимошенко.

Какую линию защиты Вы выработали во время беседы в Киеве?

Юлия Владимировна сразу отметила, что взяток никому не давала, дело находится в политической плоскости и очень важно его перевести в юридическую плоскость. Ведь у ГВП не было вообще никаких доказательств, за исключением показаний Литвинова. А он говорил вначале, что получил распоряжение о даче взяток, когда Тимошенко находилась на Украине, когда это стало нужно следствию, заявил, что и во Внуково она давала такие указания. Примечательно, что следователи даже не выяснили, где именно в аэропорту Юлия Владимировна якобы произнесла такую фразу. Если это было до зоны таможенного контроля, то юридически - это еще не территория России. Офицеры Минобороны, которых обвиняли в получении взяток, были оправданы в России судом. Тимошенко являлась депутатом Верховной Рады, потом премьер-министром, а ГВП вынесло позорное решение о ее аресте, что является нарушением международного законодательства, минской конвенции.

Как российские следователи реагировали на подобные доводы?

Вначале ГВП, несмотря на ордер, пописанный Тимошенко, вообще не хотела представлять мне материалы для ознакомления с делом. Добиться этого удалось только через судебное решение. Потом я стал подавать многочисленные жалобы, указывающие на то, что данное дело не подкреплено никакими доказательствами. Тем ни менее ГВП удалось сохранить в этой истории «лицо». Они не закрыли дело за отсутствием состава преступления, как это и должно было быть, а - по причине истечения срока давности. Юлия Владимировна такое решение обжаловать не стала, поняв бесперспективность российского правосудия.

Александр Шварев