Posted 20 января 2010,, 12:07

Published 20 января 2010,, 12:07

Modified 1 апреля, 15:13

Updated 1 апреля, 15:13

Электрическое чудо Прохорова

20 января 2010, 12:07
Бизнесмен Михаил Прохоров намерен производить в Петербурге принципиально новый экологически чистый автомобиль. Об этом он рассказал премьер-министру Владимиру Путину. Эксперты, в отличие от премьера, считают проект олигарха провальным.

Глава группы «Онэксим» Михаил Прохоров накануне проинформировал Владимира Путина о разработке проекта по запуску в производство нового низкобюджетного автомобиля. Об этом рассказал журналистам пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков. В самом «Онэксиме» не стали раскрывать подробности будущего проекта. По данным СМИ, Прохоров готов инвестировать в проект около 100 млн евро. Как сообщает газета «Ведомости», олигарх хочет создать недорогую машину стоимостью в 8,9 тыс. евро совместно с петербургской компанией «Яровит моторс». Но и эта компания отказалась дать «Росбалту» комментарии по поводу будущего проекта.

Стоит отметить, что Михаил Прохоров раньше никогда не занимался производством автомобилей. Поэтому для начала олигарх решил поучаствовать в проектах, разрабатываемых компанией «Яровит моторс». Однако на ее площадке в Петербурге производятся только тяжелые многоостные грузовики повышенной проходимости — самосвалы, лесовозы, бетономешалки и тягачи. Опыта в производстве легковых автомобилей у «Яровита» нет. Получается, что и Прохоров, и «Яровит» пытаются обосноваться на абсолютно новом для себя рынке. Естественно, перспективы этого начинания вызывают у экспертов сомнения.

Аналитики считают, что у этого проекта нет шансов на успех и называют несколько возможных причин его провала. «Для того, что бы запустить массовое производство автомобилей «с нуля», необходимы инвестиции в несколько милиардов долларов. Сейчас технологии стоят дорого, и их не купишь за $100 млн», - пояснил «Росбалту» аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков.

По его словам, у Прохорова есть намерение построить массовый бюджетный автомобиль с качественными материалами и опциями, но это практически не возможно, так как качественный автомобиль не может стоить очень дешево. «Если посмотреть на сегмент недорогих автомобилей, то на российском рынке уже и так довольно высокая конкуренция среди таких производителей, как «АвтоВАЗ», Renaut, Сhevrolet, Kia и Hyundai. Кроме того, в этом году Volkswagen намерен запустить на заводе в Калуге производство низкобюджетного автомобиля на базе модели Polo (по некоторым данным, его стоимость не будет превышать 400 тыс. рублей)», - отметил эксперт. С ним согласился и консультант департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит - Деловые консультации» Андрей Чернявский. «Сегодня конкуренция на российском автомобильном рынке достаточно высока, в том числе и в бюджетной категории. Иномарки российского производства плюс отечественная классика. Сдвинуть этих игроков с рынка, да еще и абсолютно новым продуктом будет практически невозможно, а единичные продажи вряд ли окупят вложения в производство», - считает Чернявский.

Как предполагает Андрей Рожков, проект Прохорова может оказаться прибыльным лишь в том случае, если у олигарха есть информация о том, что в ближайшее время пошлины на ввоз автомобилей и комплектующих из-за рубежа будут подняты еще выше, и ввозить их в Россию станет просто не рентабельно. Андрей Чернявский из «2К Аудит - Деловые консультации» в свою очередь не исключает, что речь идет об абсолютно новом продукте на российском рынке, которому не нужно будет конкурировать с имеющимися игроками. «Учитывая, что бизнесмен делал упор на новых технологиях, а также заявления именно о городском автомобиле - судя по всему, Прохоров намерен запустить производство автомобилей на альтернативном топливе. Возможно производство гибридов или электромобилей», - размышляет эксперт.

Впрочем, как напоминает Чернявский, лидеры мирового авторынка уже давно работают в этом направлении. Однако пока их разработки они не вызывают доверия у потребителей - по крайней мере, этот сегмент российского рынка пока свободен. «И если Прохорову удастся запустить в производство недорогой, до $10-12 тыс., качественный электромобиль, проект вполне может быть успешным», - подытожил эксперт.

Между тем, востребованность электромобилей, которые заряжаются 7-8 часов для того, что бы проехать максимум 100 км, в России весьма сомнительна. В стране, где на большей части территории полгода держится холодная погода, электромобиль не актуален. Если же глава «Онэксима» пожелает производить машины с гибридным двигателем (дизель + электромотор), то для этого понадобится покупать очень дорогие технологии за рубежом, и не факт, что мировые производители, потратившие много лет и денег на разработку гибридов, согласятся продать их Прохорову. Да и заявленная стоимость нового автомобилля — 8,9 тыс. евро (378 тыс. рублей) - говорит о том, что автор проекта слабо представляет себе, сколько должен стоить бюджетный автомобиль в России. Учитывая, что даже в кризисный 2009 год продажи ВАЗовской «классики» показали результат свыше 60 тыс. реализованных автомашин (их стоимость составляет 160-170 тыс. рублей), для большинства населения именно такая машина является олицетворением бюджетного авто.

Сергей Ковальченко