Главная проблема, с которой столкнется новый президент Украины после выборов – отрицательный платежный баланс. Иначе говоря, доходы государства сильно уступают расходам. Правильнее было бы назвать это бюджетным дефицитом, но из-за выборов бюджет на 2010 год так и не был сверстан. Масштабы дыры, которая откроется взору нового президента после ревизии, неизвестен, но она будет немалой. И ее придется чем-то затыкать. В условиях кризиса и дорогого газа, когда рентабельность основных кормильцев – металлургии и химпрома – чуть выше нуля, новому кабмину останется лишь одно: вытряхивать деньги из населения.
«Украине предстоит реализовать после президентских выборов ряд структурных реформ, начиная с органов власти, заканчивая основными рынками. При этом гарантии в социальной сфере должны стать экономически обоснованными, - говорит политолог Андрей Ермолаев. - Социальные реформы будут болезненными еще и потому, что политики постоянно откладывали их на второй план. Ведь Украина не вылезает из выборов, а электорат хочет слышать лишь то, что ему приятно».
Способов честного отъема денег у государства много, и все они хорошо известны. Это инфляция, налоги, тарифы, пошлины и акцизы, штрафы, пенсионная и земельная реформы. Вот краткий обзор непопулярных мер, на которые придется пойти новому президенту.
Инфляция
Инфляцию не случайно называют во всем мире «налогом на бедных» - имущие классы всегда индексируют цены на свои товары и услуги. Из всех способов отъема денег инфляция является техничным: порой достаточно включить печатный станок.
Инфляцию принято связывать с макроэкономическим неблагополучием государства. Рыночная азбука гласит, что если украинские металлы и удобрения на мировом рынке дешевеют, гривна тоже должна подешеветь, а внутренние цены - вырасти. Но это в теории. На практике же Нацбанк может сократить объем денег в обращении, и курс валюты не изменится. Или, в крайнем случае, правительство займет денег у МВФ.
В условиях постоянных выборов курс гривны определялся не рынком, а политической целесообразностью и поддерживался искусственно. Юлия Тимошенко обещает, став президентом, поднять гривну до 6,5 грн за доллар. В краткосрочной перспективе это отвечает интересам крупных импортеров, с которыми она связана: покупательная способность граждан вырастет, они смогут покупать больше импорта.
Но укрепить гривну можно будет лишь ненадолго и только тремя способами: за счет новых займов, перепродажи крупных предприятий и путем сокращения денежной массы. Через год-полтора долги придется отдавать, деньги будут проедены (как в 2005 г. украинцы проели $4,8 млрд. от перепродажи «Криворожстали»), а изъятие денег из оборота в условиях кризиса приведет к депрессии и росту безработицы. Значит, через год гривна рухнет к 10, а то и 15 грн/долл.
Виктор Янукович ничего об инфляции не говорит, но призывает избирателей затянуть пояса. Его спонсорам-экспортерам объективно выгодно ослабление гривны. Но падения гривны экономисты ждут и без него: ее курс многие считают необоснованным.
Тарифы
Инфляция тесно связана с ростом тарифов. Общеизвестно, что жители Украины платят за газ меньше, чем жители России. Тарифы на проезд в общественном транспорте ниже в 2-3 раза – и это при том, что бензин на Украине дороже на треть. Тарифы на электроэнергию и услуги ЖКХ сопоставимы с российскими, но это с чем сравнить. Если с геополитическими ориентирами Киева - Восточной Европой и Прибалтикой - то и тут есть простор для повышения.
Учитывая проблемы с бюджетом, даже если новый президент добьется от Москвы снижения цены на газ, вряд ли это остановит рост тарифов. Тем более, что в последние месяцы они косвенно дотировались за счет кредитов МВФ.
Рецептов тут немного. Скорее всего, по аналогии с Россией пенсия будет раздроблена на небольшую базовую часть, которую обязуется выплачивать государство, и накопительную (страховую) часть, размер которой зависит от зарплаты и добровольных отчислений будущего пенсионера.
В России часто говорят, что реформа потерпела фиаско, но это как посмотреть. С точки зрения будущего пенсионера она, безусловно, провалена: как будет начисляться пенсия, никто толком не знает, доверия к частным пенсионным фондам нет, а госфонд получил сомнительное право без согласия пенсионеров играть их деньгами на фондовом рынке. Но с точки зрения чиновника реформа уже принесла свои плоды: бремя социальных выплат снижается.
Есть основания полагать, что Украина, где демографическая ситуация не лучше, пойдет по тому же пути. И, по иронии судьбы, деталями пенсионной реформы, может поделиться с Киевом ее проводник - нынешний посол РФ Михаил Зурабов.
Налоги
«Во-вторых, Украине необходимо реформирование заработной платы, что может привести к изменениям в иерархии доходов, - продолжает перечислять эксперт. – Для этого предстоит ввести дифференцированное налогообложение, что ударит по интересам определенных социальных групп».
Иначе говоря, эксперт предвидит наполнение госбюджета за счет прогрессивного налога на богатых. Это было бы справедливо, однако новый президент Украины вряд ли решится плевать против ветра. На Украине, как и в России, где за все платят бедные, введение «прогрессивки» и налогов на роскошь затруднено самой природой олигархического капитализма. Да и на Западе издержки кризиса переложены на плечи населения в результате выкупа корпоративных долгов государством.
Налоговая реформа на Украине, безусловно, будет, но ударит она, скорее всего, не по богатым, а по бедным и среднему классу. Именно они были все эти годы основными получателями предвыборных подачек. Экономисты уже просчитывают пределы роста налогов на личный транспорт, на куплю-продажу дорогостоящего имущества, на дивиденды по ценным бумагам, проценты по вкладам, доходы от сдачи имущества в аренду и т.п. Обсуждается и повышенное налогообложение заработка работающих пенсионеров.
Отдельная тема – введение налога на недвижимость по рыночным ставкам. Если сейчас граждане платят его от стоимости объекта по оценке БТИ, то будут платить процент от рыночной стоимости. Это сделает обременительным обладание несколькими квартирами или даже одной дорогой квартирой при скромном доходе. Но эта реформа также невыгодна богатым, и, как в России, будет бесконечно затягиваться.
Продажа земли
По мнению Андрея Ермолаева, новому президенту придется провести болезненную и непопулярную земельную реформу. Иными словами, снять мораторий на куплю-продажу земли, продленный недавно нынешней Верховной радой. Эта реформа в целом отвечает интересам правящего класса, поэтому есть уверенность, что она будет проведена, несмотря на психологическую неготовность подавляющего большинства украинцев к введению частной собственности на землю. Тем более что де-факто ценные сельскохозяйственные и рекреационные земли Украины уже раскуплены, а таблички «Частная собственность, вход воспрещен!» давно красуются на окраинах лесов и озер, оформленных в долгосрочную аренду.
Мало того, есть основания полагать, что, став президентом, Виктор Янукович начнет распродажу земли скорее, чем Юлия Тимошенко, поскольку крупнейшими «латифундистами» Украины являются сегодня именно представители Партии регионов. Нагляднее всего это проявляется в Крыму, где распределением земли занимаются контролируемые ПР местные советы. Если верить крымским представителям БЮТ, сам Виктор Янукович опосредованно владеет обширными угодьями в районе Большой Ялты, родственникам агитирующего за Януковича экс-президента Леонида Кучмы принадлежат лучшие земли и недвижимость в Балаклаве, его зять Виктор Пинчук, по требующим уточнения данным, владеет заповедным Форосским парком 1828 года закладки и т.п..
Дотации
Не избежать новому президенту и непопулярной реформы межбюджетных отношений, считает Ермолаев. Сегодня бедные регионы Украины живут за счет богатых, получая дотации через госбюджет. При этом Минфин отнимает у регионов львиную долю налоговых поступлений. Реформа предполагает, что значительная их часть будет оставаться в местных бюджетах – но при этом на них ляжет и социальная нагрузка, что в ряде областей приведет к урезанию финансирования и без того нищих школ, больниц, детсадов и т.п.
Но такая реформа несет большие политические риски. Как известно, бедный сельскохозяйственный Запад Украины во многом живет за счет ее богатого промышленного востока. При этом между ними сохраняется глубокий ментально-политический раскол. В теории бюджетная реформа может привести к отказу городских космополитов русскоязычного востока дотировать патриархальных националистов запада. Но на практике эту реформу, скорее всего, ждет провал, и нынешняя система дотаций сохранится. Как сохранилась она в России, где федеральный центр вынужден содержать национальные окраины под угрозой сепаратизма.
Закручивание гаек
Как бы там ни было, реформы грядут, и больно будет многим. В большинстве случаев эти перемены повлекут за собой рост бедности – а значит, централизацию власти, свертывание парламентской демократии и, пусть комичной, но свободы слова.
По мнению Андрея Ермолаева, при правильном подходе на реформы новому президенту понадобится 5-7 лет – т.е. более одного президентского срока. Виктор Янукович уже заявил, что намерен править два срока – до 2020 года. Но лиха беда начало.
Напомним, в России увеличение сроков нахождения у власти президента и Государственной думы оправдывалось именно продолжительностью неотложных реформ.
Виктор Ядуха, Анна Стешенко