Posted 14 марта 2010,, 15:12

Published 14 марта 2010,, 15:12

Modified 1 апреля, 14:37

Updated 1 апреля, 14:37

Фрески Ферапонтова монастыря приехали в Москву на фотографиях

14 марта 2010, 15:12

МОСКВА, 14 марта. Уникальная фотовыставка открылась в Коломенском. Фотохудожник Юрий Холдин нашел принципиально новый способ работы со светом, благодаря чему фотграфии древних фресок практически неотличимы от оригиналов, сообщают "Вести-Москва".

Единственная дошедшая до нашего времени работа московского иконописца Дионисия находится за много километров от столицы, в Ферапонтовом монастыре в Белозерье. Фотографии Холдина приблизили их к москвичам.

В поисках способа передать с помощью светописи красоту работ мастеров-иконописцев фотохудожник работал чуть ли не больше, чем Дионисий над фресками – 12 лет. Чтобы сделать снимки под соборными сводами, на высоте 6 метров, понадобились строительные леса. Из-за короткого северного лета работать можно только несколько дней в году. Но при этом Холдин не снимал при искусственном свете, чтобы фрески не получились, как говорят художники, плоскими и жесткими.

"Он увидел, что главное - это светоносность фресок, которую надо показать средствами своего искусства. А фотография - это искусство светописи. И он всегда это подчеркивал, говорил: пишу светом", - рассказывает президент фонда "Фрески Руси", вдова художника Екатерина Данилова.

Дионисий создавал фрески в то же время, когда в Италии творил Рафаэль. Еще современники называли его "началохудожником живописания". Его имя – в одном ряду с именами Андрея Рублева, Феофана Грека.

"Не всем удастся поехать в Ферапонтово и посмотреть находящиеся там - в общем-то, правильно, в строгом режиме посещения - фрески и сам ансамбль монастыря. А здесь мы можем увидеть изображения этих фресок, воспроизведенные уже современными техническими средствами", - отмечает главный хранитель Московского государственного объединённого музея-заповедника "Коломенское" Ольга Полякова.

Фотохудожник стал для Дионисия как будто переводчиком, проводником между XV и XXI веком. Он сумел передать обратную перспективу – художественный прием, который используется в иконописи. Искусствоведы утверждают: получилась не просто копия, это рождение нового типа фотографии.

Пока выставка "Свет Дионисия – миру" постоянного адреса не имеет. Колесит по свету. Ее видели за рубежом и во многих российских городах – Костроме, Новгороде. В Коломенском фотографии – до 2 июня. Посетители надеются: может быть, работы москвича Холдина все-таки закончат путешествие на родине их автора и получат постоянную прописку в столице.