Posted 25 марта 2010,, 15:18

Published 25 марта 2010,, 15:18

Modified 1 апреля, 14:28

Updated 1 апреля, 14:28

Петербург прозевал «Формулу-1»?

25 марта 2010, 15:18
Менеджер гонщика из Выборга Виталия Петрова предложила провести Гран-при России «Формулы-1» в Санкт-Петербурге. Эксперты полагают, что это вполне возможно. Однако есть мнение, что еще один этап для этих гонок будет явно лишним.

Менеджер гонщика из Выборга Виталия Петрова Оксана Косаченко предложила провести Гран-при России «Формулы-1» в Санкт-Петербурге. Эксперты полагают, что это вполне возможно - город хорошо известен в Европе и подходит с точки зрения логистики. Впрочем, есть мнение, что Россия на этот "праздник жизни" уже опоздала, и еще один этап для гонок будет явно лишним.

Появление российского пилота в «Формуле-1» увеличивает шансы на нахождение Гран-при России в календаре чемпионата мира. Об этом заявила промоутер первого российского гонщика в этом престижном соревновании Виталия Петрова Оксана Косаченко. «Это мечта, — сказала Косаченко. — Потенциально Москва и Санкт-Петербург могут принять Гран-при уже в 2013-2014 году. При этом обычно все говорят о гонке в Москве, вокруг Кремля, но это ерунда. Мы не Монте-Карло. С точки зрения логистики лучший вариант — это Санкт-Петербург. К тому же городу есть, что предложить туристам, и это будет интересно всем».

В связи с появлением в «Формуле-1» российского гонщика Оксана Косаченко надеется на улучшение ситуации. «Мы хотим привить молодежи интерес к автоспорту — сначала по телевизору, а затем и в реальных гонках, — сказала менеджер. — Мы даем импульс строительству и восстановлению трасс. Кроме того, любители уличных гонок получат ориентир и займутся профессиональным спортом. В Финляндии после появления Мики Хаккинена автохулиганы исчезли».

По мнению Косаченко, в России нужно создавать автомобильную культуру, которой пока нет. В СССР автоспорт находился на достаточно высоком уровне, но после распада СССР все трассы оказались за пределами России. Кроме того, в стране почти нет гоночных школ, тренеров и грамотного менеджмента. Осталась одна трасса в Санкт-Петербурге, которую «Газпром», по словам Косаченко, практически уничтожил ради другого спортивного объекта.

Отметим, планы проведения гонки "Формулы-1" в России существуют уже около 20 лет, однако ни разу их не удалось довести до стадии реализации. В 90-е годы смелые прожекты требовали слишком больших инвестиций, а в 2000-е, когда появился реальный шанс на строительство кольцевой трассы в Москве, руководители "Формулы" не смогли дать твердое обещание включить российский этап в официальный календарь соревнований.

Последний раз о начале строительства трассы говорили в 2008 году. Она должна была расположиться в 100 километрах от столицы, в Волоколамске. Строительство трассы длинной в 5 километров и трибунами на 100 тысяч зрителей оценивалось в $218 млн.

В том же предкризисном 2008 году британский таблоид Daily Mirror писал о том, что глава "Формулы 1" Барни Экклстоун собирается съездить в Петербург, чтобы обсудить вариант строительства трассы в северной столице. Якобы, первую гонку он планировал провести в России уже в 2010 году. Сам Экклстоун при этом говорил, что "ничего пока не определено, но это может быть интересное развитие для спорта". Однако планам вновь не суждено было осуществиться. Грянул кризис, после которого начинать новые проекты было равносильно самоубийству. Тем более, что в городе на Неве заморожены более актуальные стройки, вроде прокладки Орловского тоннеля.

Впрочем, сегодня вопрос о проведении гонок в Петербурге снова назрел, и связано это, в первую очередь, с тем, что уроженец Выборга Виталий Петров стал первым российским гонщиком «Формулы-1» и по условиям контракта должен предоставить команде Renault спонсорский пакет в размере 15 млн евро. После появления Петрова зрительский интерес к этим гонкам сильно возрос. Казалось бы, заинтересованным лицам самое время перевести "околоформульные" разговоры в практическую плоскость.

Виталий Петров, фото с официального сайта

Создание в Петербурге трассы "Формулы-1" вполне возможным считает начальник Отдела неолимпийских видов спорта Комитета по спорту правительства Петербурга Иван Дзюба. Впрочем, отмечает он, решение о строительстве подобного объекта должно быть тщательно взвешено и принято на уровне городского правительства. При этом основным вопросом эксперт считает земельный. По его словам, если удастся найти подходящий участок земли, то Петербургу вполне по силам построить трассу и достойно провести соревнования.

Такого же мнения придерживается исполнительный директор Автомобильной федерации Петербурга и Ленобласти Ольга Сивачева. По ее словам, это абсолютно реальная идея, которая могла воплотиться еще в середине 90-х годов. "Еще в 1994 году к нам обращались западные промоутеры с просьбой рассмотреть вариант строительства трассы "Формулы-1", причем в России их интересовал только один регион - это Петербург и окружающая его Ленобласть. Город на Неве известен в Европе, здесь есть, что посмотреть, также имеются гостиницы требуемого уровня и, наконец, здесь есть порт, а зачастую перевозки болидов осуществляются по воде", - заявила эксперт.

Сивачева подчеркнула, что строительство трассы подобного уровня даст мощный толчок развитию технических видов спорта в России. Собственно для нужд "Формулы-1" она будет использоваться 1-2 раза в год, но зато все остальное время здесь могут тренироваться российские спортсмены, участвующие в других гонках. "Скажем откровенно, у нас в стране катастрофически не хватает трасс, их почти нет. В такой ситуации строители трассы для "Формулы 1" и всей связанной с ней инфраструктуры преподнесут отечественному спорту неоценимый подарок", - резюмировала директор Автомобильной федерации Петербурга и Ленобласти.

Эксперт автомобильного рынка Виталий Новиков считает, что строительство трассы - это вопрос воли политиков и бизнесменов. Средства на строительство трассы найти уже не столь проблематично. За проведение "Формулы-1" в Петербурге, по мысли Новикова, говорит и тот факт, что супергонки из-за ужесточения экологических требований фактически переехали из Западной Европы в другие страны и на другие материки.

"Этой ситуацией нужно воспользоваться. Уверен, что территорию под трассу найти можно. Но такое строительство, скорее, подходит для Ленобласти. Транспортная система Петербурга будет вряд ли способна "переварить" такое количество зрителей и участников соревнования", - заявил эксперт.

Впрочем, есть мнение, согласно которому "переезд" "Формулы-1" из Европы в Азию и Африку уже состоялся, и Россия на этот "праздник жизни" уже опоздала.

"Поезд ушел, - констатирует заместитель редактора журнала "За рулем" Игорь Моржаретто. - Такой проект нужно было реализовывать 20 лет назад, но его заболтали, а деньги украли. Сейчас многие города построили у себя новые трассы, все этапы расписаны, и у руководства "Формулы" просто нет "вакансии" для Петербурга. В то же время в России необходимо строить трассы для гонок, так как на сегодняшний день в стране нет ни одной серьезной трассы для проведения международных соревнований, считает журналист.

Выводы эксперта подтверждаются и последними новостями. В частности, осенью 2010 года "Формула-1" впервые приедет в Южную Корею, где новенький автодром достраивается в провинции Чолла-Намдо. Кроме того, сегодня стало известно о том, что Экклстоун хочет вернуть "Формулу" в Нью-Йорк. Напомним, последнее американское Гран-при состоялось в 2007 году в Индианаполисе. Так что, по всей видимости, в ближайшие планы гонщиков соревнования на российской земле не входят.

Филипп Мостоцкий